+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.04.2023 13:47:05
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Операторы притормаживают переход автоперевозчиков в цифру

Спор о том, кто виноват в столь не быстром переходе на электронную транспортную накладную разразился на одной из панельных дискуссий, организованных на международной выставке TransRussia. Автоперевозчики на электронный документооборот перешли в сентябре 2022 года. Пока добровольно, потом требования ужесточатся. Однако тормозят процесс, как выяснилось, ни автоперевозчики, а операторы.
Автотранспорт буксует на цифрах

«Электронная очередь на международных погранпереходах – это часть государственной информационной системы электронных платежных документов (ГИС ЭПД). Помимо бронирования, планируется реализовать возможность оформления международных документов», – говорит Дмитрий Скачков, директор департамента цифрового развития Минтранса России.

То есть в ближайшем будущем у контролирующих органов появится возможность видеть информацию о грузе и водителе еще на подъезде к пункту пропуска. Впрочем, сейчас так работают госавтоинспекторы. Им, чтобы распознать общие сведения как о самом транспорте и водителях, так и о собственнике или арендодателе транспортного средства, а также о грузе, мед- и техосмотрах, не нужны ни бумажные накладные, ни «звонок от друга», а только QR-код. Сотрудникам ГИБДД, чтобы прочитать его, не требуется даже доступ в интернет – система уже научилась работать удаленно.

«Участники отрасли получили возможность не возить с собой бумажные документы с 1 сентября 2022 года», – говорит Д. Скачков.

ГИС ЭПД – ядро суперсервиса Минтранса России, добавляет он. Разработчиком информационной системы стало ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Информационная система работает, но пока автоперевозчики входят в нее добровольно, а уже через год, к концу 2024-го, она станет обязательной. Электронный документооборот сокращает издержки при перевозках, позволяет собирать и структурировать данные, что значительно повышает качество аналитики, перечисляет достоинства цифрового будущего Д. Скачков. Опытным путем установлено, что ГИС ЭПД ускоряет логистику и взаиморасчеты, а также снижает показатели простоя. Государство тоже имеет плюс.

«В перспективе число проверок, как и их сроки, сократятся. Это действительно важно», – говорит Д. Скачков.

В ГИС ЭПД уже оформляют электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд, а с 1 марта 2023 года сервис расширился: появились электронный путевой лист, электронный заказ-заявка и электронный договор фрахтования. В ближайшие два года, до 2025-го, в единое цифровое пространство переведут не только автотранспорт, но и железнодорожный, авиа- и водный. По крайней мере, о таких планах заявляет Министерство транспорта.

Роуминг между участниками

Оператор, согласно требованиям Минтранса, верифицирует информацию для всех участников перевозки: получателя, перевозчика и отправителя груза. Оператор делает цепочку защищенной и надежной, подчеркивают в ведомстве. Но пока операторы предлагают перевозчикам те информационные системы, которые они разработали сами. Как правило, на базе собственной разработки, созданной ранее. Об этом, в частности, говорит Егор Глухов, заместитель генерального директора «Такском». Компания вошла в ГИС ЭПД еще в 2020 году.

«Сервис, конечно, доработали, добавили раздел по работе с электронными документами. Есть веб-приложение, которое позволяет использование электронной подписи. Мы прекрасно понимаем, что не все участники перевозочного процесса находятся в теплом офисе, поэтому для водителей есть мобильное приложение, здесь он получает и просматривает документы и может направить их для подписания в офис или подписать самостоятельно», – говорит оператор.

Наибольшие трудности участники рынка испытывают в момент перехода и в период адаптации, добавляет он. Именно поэтому рынку представлено пусть и доработанное, но собственное приложение, к которому клиенты уже привыкли. Но в Минтрансе подчеркивают, что каждый оператор участвует во всех логистических цепочках, а не только своих клиентов. Поэтому передачу данных от участников рынка перевозки проще всего организовать одному оператору, но их сейчас девять. А может быть, и больше. Поэтому в Минтрансе говорят о роуминге операторов. Впрочем, о необходимости организации взаимодействия операторов говорят и в налоговой службе, признается Федор Новиков, начальник управления электронного документооборота ФНС России.

«Хотя есть вопрос: если операторов девять, а документ всего один, то почему они не могут сами наладить взаимодействие? Оказывается, есть нюансы. Когда приходим к операторам, то получаем ответ: нет запроса с рынка», – говорит Ф. Новиков.

Если вы та компания, которую не пускают операторы в общий электронный документооборот, то обращайтесь в ФНС, призывает он.
«Операторы такие создания, что их нужно «пинать», чтобы они дали нужный продукт», – резюмирует Ф. Новиков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions