Беспилотники созданы на базе обычных серийных автомобилей, в которых установлены бортовые компьютеры собственной разработки. Они используют картографию 2ГИС.
«До конца года мы планируем запустить 10 автомобилей. Это самый первый этап тестирования машин в городских условиях. Маршруты проходят в той части Москвы, где находится наш гараж, недалеко от ст. м. «Технопарк», – сообщили в пресс-службе компании.
Что касается вариантов использования беспилотников и перспектив развития, пока это не уточняют.
Несмотря на то, что в целом технологии развиваются семимильными шагами и идеи о машинах без водителя постепенно воплощаются в жизнь различными российскими и зарубежными компаниями, существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться разработчикам беспилотных автомобилей. Это не только поиск технических решений, но и законодательные вопросы и споры вокруг возможностей данного вида транспорта.
«В сообществе автомобилистов Москвы тема использования беспилотников периодически обсуждается. Пока, к сожалению, существует ряд вопросов, которые остаются без ответа. Например, в некоторых ситуациях, когда дорожно-транспортное происшествие неизбежно, искусственный интеллект, заложенный в «мозги» беспилотного автомобиля, ведет себя достаточно прагматично. Непонятно, чью именно жизнь он будет беречь в первую очередь: людей, которые находятся снаружи этого беспилотного автомобиля, или своих пассажиров. Эта проблема не решена во всем мире, и все производители над этим задумываются. То, что называется «искусственный интеллект», таковым не является. На самом деле это жесткая программа, которая заложена разработчиками программного обеспечения в компьютер, управляющий беспилотником. Соответственно, пока дать однозначный ответ на вопрос, как в спорных ситуациях должна поступать машина, сообщество (автомобилистов. –
Прим. ред.) во всем мире не может. Здесь идет речь о неординарных обстоятельствах на дороге, то есть ДТП и т. п. Это самый важный вопрос, на который нужно ответить, для того чтобы можно было запускать движение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования», – рассказал координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов.
Эксперт пояснил, что не решен вопрос ответственности в случае, если беспилотник попадает в дорожно-транспортное происшествие. В случае с обычным автомобилем, когда происходит правонарушение, понятно, что виновен тот, кто сидел за рулем. Но как быть, если в ДТП попала машина без водителя? Кто будет нести ответственность?
«Да, по идее, беспилотники более «законопослушные», чем люди. Хотя, 99,9% водителей – это очень ответственные граждане, которые привыкли ездить по правилам и хорошо их знают. Тем не менее иногда случаются ситуации, когда правила надо нарушить, это происходит в силу чрезвычайной необходимости. Например, совершить объезд аварийного участка через двойную сплошную, чтобы не создавать пробку. Такие ситуации случаются довольно часто, и неизвестно, как поведет себя беспилотный автомобиль. Грубо говоря, он едет по двухполосной дороге, разделенной двойной сплошной линией, и по его полосе движения произошло ДТП», – говорит Л. Антонов.
Беспилотник через двойную сплошную не может проехать, потому что ему это запрещено правилами. Другими словами, к появлению беспилотных автомобилей на дорогах есть вопросы. По многим из них существуют полярные точки зрения. То есть кто-то радикально говорит, что «нет, надо стоять и ждать», а есть люди, которые саркастически говорят: «Конечно, давайте соберем пробку на 10 км, из-за того что беспилотный автомобиль не может где-то объехать».
По мнению Л. Антонова, претворить в жизнь мечту о том, что появление беспилотных автомобилей приведет к уменьшению пробок, практически невозможно. По его информации, с целью оттачивания алгоритма проводились массовые заезды беспилотных автомобилей. В результате выяснилось, что беспилотные автомобили создают пробки не меньше, чем классические автомобили, управляемые людьми.
«К сожалению, пробки не исчезнут. Человек иногда поступает более разумно, чем беспилотный автомобиль, который действует строго по инструкциям. У нас в сообществе есть люди, которые романтизируют эту историю, а есть люди, которые довольно скептически относятся к происходящему. Не будет однозначности, пока остаются ключевые вопросы. В первую очередь это вопрос ответственности», – резюмировал Л. Антонов.
Стоит отметить, что в целом доверие к беспилотникам за 5 лет снизилось на 11% – об этом свидетельствуют результаты исследования, представленные на форуме Urban Mobility. По одной из версий, причиной такого падения стало то, что в 2015 году о роботизированных машинах люди рассуждали как о далеком будущем, а в 2020-м компании по всему миру предлагают автомобили без водителя. При этом ни одно государство пока еще не усовершенствовало законодательство в текущем вопросе. Подробнее о нормативно-правовой базе и ответственности при эксплуатации беспилотного транспорта в России рассказал автоюрист Тимур Маршани.
«С точки зрения законодательства любое транспортное средство должно управляться человеком. Участвовать в дорожном движении беспилотник может только в безопасном режиме, не создавая помех другим транспортным средствам. Технологии, применяемые сегодня в мире, позволяют беспилотным автомобилям двигаться по определенной траектории с заведомо продуманным алгоритмом. Второй момент – как строятся отношения в случае дорожно-транспортного происшествия. Если сложилась аварийная ситуация, то вопрос будет решаться так же, как и при обычном ДТП, только теперь уже с собственником беспилотного транспортного средства.
Водителем будет указано не конкретное лицо, которое находится за управлением автомобиля, а собственник, которому беспилотник принадлежит. Отвечать он будет за вред, причиненный имуществу потерпевшей стороны, но только в том случае, если будет установлена его ответственность. Действующее законодательство применение беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования не предусматривает. Чтобы закрепить эксплуатацию подобных автомобилей в дорожном движении, необходимо внести соответствующие изменения в закон. Поэтому даже если беспилотники тестируются, участвовать в дорожном движении они полноценно не могут», – пояснил Т. Маршани.
Автор: Мария Салеева
Фото: hightech.fm
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.