Особенно с учетом того, что национальные проекты буксуют. После завершения строительства Крымского моста ситуация вряд ли улучшится. И сейчас идет лихорадочный поиск объектов, которые следует срочно начать строить. Вот только денег в казне на это нет. А на одном желании далеко не уедешь.
Нет лишних денег даже у нефтянки. В сложившихся условиях представители НПЗ говорят, что разорятся, если на заправках в ближайшее время не поднять цены на бензин на 9 руб. Иначе рынок рискует столкнуться с дефицитом топлива.
Владельцы АЗС оказались в таком состоянии потому, что правительство отказалось продлевать заморозку цен на бензин, о которой был уговор в прошлом году. Его действие закончится 1 июля. И тогда – готовьте кошелек.
Механизмы налогового регулирования рынка не работают, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Бьет по карману производителей топливный акциз. Его бы взять и отменить. Но в этом случае разорятся независимые НПЗ. И бензин внутри РФ снова окажется в дефиците.
Шуму из переговоров между правительством и нефтяными компаниями было много. А результат? Судите сами: стороны решили не продлевать действие соглашения о ручном управлении ценами на бензин АИ-92, АИ-95 и дизель. Фактически это молчаливое соглашение о повышении стоимости топлива, формально – в границах инфляции на мелкооптовом рынке и АЗС. Для этого нефтяники обещали ежемесячно увеличивать поставки топлива на внутренний рынок, чтобы не допустить дефицита на нем.
Как на практике такого добиться, понять сложно – с учетом наступления периода закрытия НПЗ на профилактику и модернизацию, а также выгоды отправлять в условиях роста цен на мировом рынке топливо на экспорт. И то, что с июля изменится разница между экспортной и внутренней ценой на нефтепродукты, конечно, играет определенную роль. И все же экспорт остается выгоднее.
В результате, по данным Росстата, в мае – июне цены на бензин на небольших АЗС выросли на 17,5%. Причина кроется в том, что они вынуждены брать товар у перекупщиков. Ведь независимые НПЗ вынуждены продавать бензин через биржу.
Эти объемы выкупают оптовики или владельцы крупных сетей АЗС. В связи этим странно говорить, что у нас стабильные цены на бензин, заметил эксперт Союза нефтепромышленников.
Ведь независимые игроки занимают около 60% от всего количества АЗС. Поскольку они обслуживают в основном глубинку, то именно там сейчас и отмечен максимальный рост цен (Казань, Красноярск, Ханты-Мансийск).
Крупные игроки постараются удержать ставки на более низком уровне. Таким образом, сложатся предпосылки для вытеснения с рынка мелких игроков, если последние, конечно, не начнут химичить при продажах бензина.
Поэтому выстроенную регуляторами конструкцию эксперты назвали неустойчивой. В Независимом топливном союзе резких скачков после 1 июля в целом не ожидают. Однако там называют уровень роста цен начиная с июля в +4,5% до конца года. Напомним, что с 1 января 2019 года цена на бензин выросла на 1%.
Разумеется, это относится к крупным игрокам. И подобный расклад на рынке не может продлиться долго. Сетевики, в свою очередь, будут ссылаться на более высокий рост цен у независимых игроков и тянуться за ними. Тем более что за последние несколько лет ставки на бензин в среднем растут в России на 10% ежегодно. Причем основной скачок происходит летом, когда спрос растет, а НПЗ стремятся уйти на ремонт. Почему 2019 год может стать исключением – непонятно.
Ранее по крайней мере регуляторами было обещана компенсация минимум на 10% от стоимости бензина Евро-5. Но и этого что-то не видно. А что же видно? Во всяком случае, не свет в конце тоннеля.