+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.04.2020 15:14:11
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов второго апрельского выпуска № 8 (420) мы подготовили для вас следующие интересные тексты:

Правительство одобрило представленную Минтрансом транспортную стратегию РФ на период до 2035 года. Основными для нее стали несколько документов, в том числе долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года и утвержденный правительством в 2018-м комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Создатели документа отмечают, что стратегия обеспечивает реализацию в сфере транспорта положений указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». За точку отсчета базового уровня показателей развития выбран 2018 год. Реализация стратегии выполняется в два этапа: с 2020 по 2024-й и с 2025 по 2035 год.

При этом в сфере железнодорожного транспорта основными задачами развития заявляются увеличение к 2035 году пропускной способности железнодорожных подходов к портам примерно в 1,5 раза к существующему уровню, а также скорости доставки и объемов транзитного контейнерного грузопотока, при котором по сети РЖД к 2035-му будет перевозиться до 10% евро-азиатского транзита вместо 1,5% в настоящее время.

Несмотря на глобальный характер документа, а также подробный перечень проектов, относящихся ко всем видам транспорта, эксперты критически оценили стратегию за излишний оптимизм и экстенсивные схемы развития. Какие аргументы они привели? Читайте в статье «Курс на профицит инфраструктуры».

Осенний скандал с принятием приказа Минтранса № 342 от 25 октября 2019 г. в части обязательного перехода на подшипники кассетного типа с 1 января 2021 года, который был отменен под давлением операторского сообщества, поддержанного ФАС, оказался лишь передышкой перед последующими столкновениями позиций его сторонников и противников. Несмотря на отмену решения, ОАО «РЖД» и Минтрансу было поручено продолжить испытания эффективности кассетных конических подшипников. Конечно, конфликт не сводится к противоречиям между ретроградами и новаторами. Ценность кассетных подшипников понимают буквально все владельцы вагонов. Только одна сторона акцентирует внимание на их инженерной ценности, а другая обращает внимание на ценовую составляющую. Напомним, что процесс перехода оценивался в сумму до 300 млрд руб.

После февральского заседания профильного комитета ОПЖТ, посвященного этому вопросу, о переводе парка на новый тип подшипника объявили РЖД и ФГК. Не поддержали идею СОЖТ и некоторые крупные операторские компании. Очевидно, что после завершения пандемии коронавируса этот вопрос потребует своего решения. Каким оно будет, радикальным или мягким, вновь зависит от государственных регуляторов. Подробности – в материале «Принуждение к кассете. Ver. 2.0».

В связи со снижением спроса на пассажирские перевозки из-за пандемии коронавируса ОАО «РЖД» вынужденно внесло изменения в расписания более 200 поездов внутреннего сообщения либо приостановив сообщение, либо сократив его на 50% и более.

Ряд грузовладельцев и экспертов сразу же высказали мысль о том, что отмена части пассажирских поездов положительно повлияет на пропускную способность Восточного полигона. Кстати, с начала введения ограничений на фоне пандемии и отмены поездов во внутреннем и международном сообщении в целом пассажиропоток на сети РЖД снизился на 80%.

СОЖТ предложил рассмотреть возможность использовать свободные нитки пассажирского графика для увеличения пропуска грузовых поездов на аналогичных участках. По подсчетам операторов, это позволит нарастить пропускную способность грузовых перевозок до 10 поездов в сутки и увеличить технический план на восток до 600 вагонов. В результате спрос на вагоны вырастет на 15 тыс. ед. и позволит операторам задействовать под погрузку временно простаивающий парк, а самим РЖД – увеличить показатели погрузки и грузооборота, тем самым снизив негативное влияние первых 3 месяцев года. Насколько это реализуемо с точки зрения существующих современных технологий? И главное – что для этого необходимо сделать самой компании «РЖД»? Разбираемся в материале «Восточное смещение: как падение превратить в рост?»

Транзитные контейнерные перевозки – достаточно специфический вид транспортного бизнеса. Решающую роль в этой сфере играет наличие собственного парка платформ и контейнеров, а также ограниченность клиентской базы, которая находится в Европе и Китае и недоступна при работе внутри рынка России и стран СНГ.

Основных игроков рынка транзитных перевозок можно разделить на две основные части: компании с активами в виде подвижного состава и контейнеров (heavy assets) и компании без активов (light assets), оказывающие сервисные услуги на базе сторонних мощностей.

В 2019 году ОАО «РЖД», АО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» и ГО «Белорусская железная дорога» подписали акционерное соглашение в отношении пакета акций АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), направленное на дальнейшую интеграцию транзитных перевозок на территории Евразийского экономического союза. Можно сказать, что с этого момента компания окончательно перешла на модель работы без активов. Вполне вероятно, что легкая модель позволит компании с меньшими потерями пережить два серьезнейших вызова, вставших перед контейнерными операторами, – преодоление последствий пандемии и отмену китайских дотаций.

ОТЛК ЕРА за счет своего объединенного административного ресурса забрала 87% общего объема контейнерного транзита, идущего по оперируемому транспортному коридору. Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на сервисах ОТЛК ЕРА в 2019 году составил чуть более 333 тыс. TEU. Есть ли место здесь другим игрокам контейнерного рынка? Анализируем в статье «Монополия без активов».

Первый удар по транспортной отрасли от COVID-19 пришелся именно на пассажирские перевозки. Коронавирусный кризис не только перекрыл границы для международных перевозчиков, но и в прямом смысле загнал людей по домам, обрекая все виды транспорта на минимальную загрузку даже во внутреннем сообщении.

В критическом положении оказались авиакомпании. По данным Росавиации, в марте российские перевозчики обслужили 6,57 млн пассажиров, что на 26,6% ниже аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот сократился на 25,6%. Для экспертов уже очевидно, что и в апреле ситуация не только не выправится, но и станет тяжелее, а в дальнейшем может привести к банкротству ряда авиакомпаний.

Не лучше обстоят дела и у железнодорожников: РЖД в марте 2020-го перевезли 6,5 млн пассажиров поездами дальнего следования, что на 19,9% меньше, чем годом ранее. В пригородном сообщении отправлено 77,7 млн пассажиров – на 12,5% меньше. Нестабильность в грузовых отправлениях и сокращение движения поездов (на момент написания материала ОАО «РЖД» внесло изменения в расписание 201 поезда внутреннего сообщения) приводят к серьезным финансовым потерям.

Все подробности, а также информация о негативном влиянии на пассажирский сегмент других видов транспорта – в материале «Антипассажирский синдром».

Виктория Зайцева

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions