+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.08.2019 18:00:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка в июле, или месяц четырех нулей

Погрузка на сети РЖД в июле составила 108 млн т. Ровно столько же, сколько и годом ранее. Не плюс, но и не минус, что очень важно. В целом из 11 указанных в обзоре Института проблем естественных монополий позиций, погрузка по трем сошлась в ноль. Еще три – на близких значениях. Так что июль оказался достаточно спокойным. Только уголь и минудобрения обозначают некий драматизм, но и здесь, по мнению экспертов, скорее следует говорить о ситуационных колебаниях, чем о нарастании судьбоносных трендов.
Начнем с ситуации на сети. До мая динамика перевозок в 2019 году практически совпадала с динамикой перевозок в 2018-м (пределах статистических отклонений). Конечно, сильно огорчил июнь (-5,4%), но в июле, как было сказано выше, стальные магистрали отыгрались в ноль. И этот формирующийся тренд внушает осторожный оптимизм. Добавим, что в целом за 7 месяцев железные дороги просели лишь на 1,3% (меньше, чем в прошлом году!). Этот факт позволяет строить осторожные прогнозы, что в целом по году участникам рынка будет что праздновать.

Главным аутсайдером является уголь (-3% к июлю прошлого года). Здесь прослеживается эффект высокой базы. Данные перевозки просто непрерывно росли на протяжении последних лет и когда-то все-таки победоносное шествие должно было остановиться. Отметим, что в прорывном июле 2016 года (+1,6% к июлю 2015 г.) было перевезено 25,6 млн т. В июле текущего года – 29,0 млн т. Возможно, снижение погрузки является определенной проблемой для шахтеров (более того, для отдельных компаний), но на общесетевых показателях, повторимся, это не отразилось катастрофически. Более того, некоторые смежные сегменты за счет высвобождения подвижного состава сумели нарастить погрузку. Так, например, строительные материалы прибавили (июль к июлю) 6,1%. «Свободных вагонов стало больше, и стало возможным везти щебень без обычных для высокого сезона проблем», – говорит представитель сибирского карьера. Кроме того, отмечается общее снижение ставок предоставления на универсальный подвижной состав, но главное, по общему мнению, что на рынке появились свободные вагоны и возможность перевозки. Впрочем, возможно, уголь уже нащупал дно и август радикально изменит обстановку. Пока же мы имеем снижение ставок, наличие профицита и возможность разъехаться даже для спецсостава.

Как это происходит, например, с цементом (+3,6% июль к июлю и +5,8% за 7 месяцев). Отрасль набирает обороты, рост производства составил порядка 8–10% и дорога практически пропорционально наращивает перевозки. Схожая динамика, только со знаком минус, наблюдается в перевозке лесных грузов (-5,3% перевозок июля к июлю и -5,4% за 7 месяцев к АПП). У лесной отрасли свои проблемы, связанные с таможенными проблемами и низким спросом. Но общий тренд перевозок с поправкой на 5%-ное отставание практически полностью повторяет конфигурацию прошлого года.

Зерно, пожалуй, один из самых капризных грузов последнего времени. В целом за 7 месяцев погрузка просела на 33,4% к январю – июлю 2018 года, но сам июль нельзя назвать провальным: 10,5 млн т (ровно столько, сколько и в июле 2018 г.). Эксперты связывают это с уточнением прогнозов по урожаю текущего года. Некоторая неопределенность заставляла агрохолдинги придерживать отправки в адрес конечных потребителей. По мере нарастания уверенности, что урожай 2019-го будет лучше прошлогоднего, начинают потихоньку открывать закрома. «Мы полагаем, что погрузка августа – сентября позволит компенсировать дефицит, оформившийся за предыдущие месяцы», – пояснили в компании «Черноземье».

Минеральные удобрения подтверждают многолетний тренд усиленного роста (+2,2% за 7 месяцев к АПП), но локальный скачок в июле (+13,2% к АПП) специалисты не склонны воспринимать как начало устойчивой тенденции. «Конечно, мощности загружены на полную и стабильно наращиваем поставки, но двузначных показателей ни у нас, ни у коллег по цеху не наблюдается», – отметил топ-менеджер одного из крупных производителей удобрений. – Скорее, речь идет о некоем ситуационном проседании в июле прошлого года. Возможно, кто-то из производителей осуществлял плановый ремонт или реконструкцию. В этом году такие процедуры еще предстоят в августе». Действительно, если в прошлом году погрузка в июле снизилась на 600 тыс. т в сравнении с июнем (4,2 млн т), то в июле текущего года наоборот, увеличилась до 5,2 млн т.

Нефть и нефтепродукты до сих пор в минусе по итогам 7 месяцев (-1,7%), но июль показал положительную динамику (+1%) к июлю прошлого года. Волатильность этого сегмента усилилась – спады и пики погрузки стали более выраженными, чем в прошлом году. И если в прошлом году в апреле – мае – июне погрузка проседала в среднем до 19,5 млн т в среднем за месяц, то в текущем году минимум в мае составил 17 с небольшим млн т, июнь – 18 с небольшим млн т, зато июль – 19,7 млн т, что, повторимся, на 1% больше прошлогоднего июля.

Сильно упали черные металлы (-9,1% июля к июлю и минус 4% по итогам 7 месяцев). Собственно, здесь также мы имеем комбинированный эффект. Во-первых, прошлый июль характеризовался ситуационным всплеском и в целом, за 7 месяцев было погружено 46,1 млн т (+11,6% к уровню 2017 г.). Соответственно, январь – июль текущего года (44,2 млн т) выглядят более скромно, но не катастрофично, особенно с учетом того, что примерно на столько сократилось общее производство данной продукции российскими предприятиями и планах металлургов – наверстать упущенное в I полугодии ударной работой во втором.

Если же оценивать общесетевую ситуацию, то можно воспринимать это как определенный шанс для стальных магистралей. По общему мнению, ездить стало попроще, подвижной состав под погрузку искать легче. Грузовая база, не вполне уверенно и не по каждой номенклатуре, все-таки увеличивается. «Условия для формирования какой-то новой стратегии почти идеальные, – отмечает независимый эксперт Алексей Лабырин. – Есть груз и появились возможности его перевезти. И это продуцирует еще два положительных фактора: есть возможность поторговаться и есть возможность проявить себя каждому из игроков». 

Вспомним, что в условиях жесткого дефицита вагоны отрывали по любой цене и тут же ставили в рейс. В таких условиях перегруженности сети любая логистическая схема работала до первого брошенного поезда или затора на дороге. В условиях профицита – также хватали любой груз и везли в любую точку. В условиях гибкого равновесия на первый план выступает талант управленцев: способность торговаться и обеспечить доставку к обоюдной выгоде (неважно, в чем она будет заключаться: цене, скорости или доставке точно в срок). Период август – октябрь станет во многих отношениях показательным – кто чего реально стоит на рынке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions