+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.08.2019 11:43:09
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка на сети РЖД в июле: стабильность на фоне рисков

Падение объемов погрузки на сети РЖД в июле затормозилось. Однако ситуация для перевозчика с точки зрения показателей эффективности работы в целом остается непростой.
Если быть точным, то погрузка за этот месяц даже выросла на 0,001% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако при этом грузооборот все-таки ушел в минус на 3,1%. Аналогично повела себя и динамика грузооборота с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии (-3,1%).

Поскольку грузооборот – один из критериев доходности железнодорожных перевозок, то, стало быть, об улучшении финансовых поступлений от базовой услуги ОАО «РЖД» говорить преждевременно.

Вообще сама по себе ситуация сложилась уникальная: уже почти 2 года подряд динамика грузооборота опережала динамику объемов погрузки. Иными словами, сложилась устойчивая тенденция увеличения дальности железнодорожных рейсов. Однако в середине лета неожиданно сформировался новый тренд.

Минус в грузообороте – потери в доходах

Попробуем прояснить, откуда он взялся. Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, указывают на то, что сжатие рынка экспортных перевозок угля привело к высвобождению части рабочего парка полувагонов. И операторы стали меньше гнать обратно подвижной состав порожняком. Ему искали попутную загрузку.

Проще всего это было сделать, направляя полувагоны за щебнем. Вот только оказалось, что не все так просто. Подобным образом поступали, например, в Сибири. Однако, скажем, на Северо-Западе представители карьеров по-прежнему жаловались на то, что вагоны из-под угля обходили их стороной. Вывоз их продукции сдерживали пропускные способности железных дорог в сторону Московского региона, куда и хотели отправить дополнительные грузопотоки.

И все же в целом за июль погрузка инертных материалов выросла на 5,5%.

Версия о вагонах

Есть и еще один фактор, который подлил воды на ту же мельницу: рабочий парк в июле текущего года вновь увеличился до 998 тыс. ед. (+0,7% к июню 2019 г.). Если одно время он пополнялся в значительной мере за счет вагонов с увеличенной нагрузкой на ось, то затем клиенты стали чаще закупать обычные вагоны. И они как раз начали поступать на сеть в июле.

А вагон в ОАО «РЖД» рассматривается, напомним, как груз на своих колесах. Поскольку его масса уменьшилась, то, стало быть, это тоже отразилось на грузообороте. Как заметил один из специалистов, если все пытаться объяснить только тем, что на некоторых полигонах стали чаще брать обратный груз, то при анализе есть риск натолкнуться на неувязку.

Дело в том, что тогда должен был улучшиться и оборот вагонов в зоне ответственности ОАО «РЖД». Но, судя по предварительным данным, тут изменения не такие значительные, как следовало ожидать. Поэтому логичным будет принять во внимание и поправку на ротации в структуре использования рабочего парка.

Тарифы потихоньку остывают

Опросы грузовладельцев, проведенные РЖД-Партнером в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показали, что в июле, как и в предыдущем месяце, наблюдалась волатильность ставок операторов. Однако в среднем их уровень стабилизировался.

На это же указывает динамика индекса IPE (он рассчитывается по результатам работы ЭТП «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД» по формуле, в которой средняя стоимость в рублях вагона на ЭТП ГП увязана с количеством различных родов вагонов, заказы на которые получены за отчетные сутки). В июле данный показатель по отношению к июню оставался практически стабильным. Отклонение составило всего +0,03%. (Для справки: к июлю прошлого года зафиксирован рост на +17,1%).

Практически такую же устойчивость продемонстрировал индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов. Ставки в июле по сравнению с июнем текущего года изменились на +0,02%, то есть практически остались на прежнем уровне.

Что дальше?

В целом ситуация с погрузкой на сети РЖД остается малопредсказуемой. Возможны два варианта.

Первый – продолжение сползания вниз вслед за ухудшающейся мировой конъюнктурой. В частности, аналитик платформы CryptoEYE от Zichain Арсений Бессмертных говорит о грядущем глобальном кризисе. А директор Института стратегического анализа Игорь Николаев указывает на то, что мировая экономика уже сейчас начинает потихоньку вползать в него.

В таком случае погрузка на сети РЖД – один из первых звонков на эту тему по поводу перевозок экспорта сырьевых товаров из РФ. Ситуация же в отечественной экономике не дает повода утверждать, что потери на внешнеторговых маршрутах удастся скомпенсировать за счет внутренних перевозок грузов. Экономика с трудом адаптируется к росту цен в начале 2019 года. На этом фоне выпуск целого ряда номенклатур не растет, а продажи сопровождаются сокращением складских запасов.

Второй сценарий предполагает некоторый рост погрузки по осени. «Конъюнктура рынка улучшается. Мы надеемся на позитивные тенденции уже в августе», – отметил представитель ЦФТО ОАО «РЖД».

«Исторически июнь – июль – это месяцы минимальной погрузки на сети, все-таки ожидается, что погрузка будет восстанавливаться. В последующие месяцы она будет опережать динамику предыдущего года», – полагают в ИПЕМ.

«В такой ситуации у клиентов складываются условия для формирования какой-то новой стратегии. Есть груз и появились возможности его перевезти. А значит, есть возможность поторговаться. Однако есть возможность проявить себя каждому из игроков», – подытожил независимый эксперт Алексей Лабырин.


Итоги I полугодия 2019-го указывают на формирование ряда выраженных тенденций в сфере железнодорожных грузовых перевозок – это снижение объемов погрузки, ухудшение некоторых важных эксплуатационных показателей, продолжающееся избирательное повышение тарифов, ограничение пропускной способности сети и усиление регуляторного давления на конкурентную среду. Как эффективно работать в сложившихся условиях? Предлагаем обсудить план действий на Транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама» 17 сентября 2019 года.

Мероприятие пройдет при участии органов государственной власти, общественных организаций, отраслевых экспертов, а также крупнейших российских промышленных и транспортных предприятий – участников рынка грузоперевозок.
Ознакомиться с программой форума, направить заявку на участие, задать вопросы, запросить партнерские пакеты, направить предложения можно со страницы мероприятия, по электронной почте conf@rzd-partner.ru или по тел.: +7 (812) 418-34-90 и +7 (812) 418-34-99.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions