+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2021 09:32:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Китай ускорил маглев и собирается удешевить перевозки по ВСМ

В Китае намерены продолжать развивать перевозки пассажиров по магистралям, основанные на принципах магнитной левитации.

Прототип нового маглева, использующего высокотемпературную сверхпроводящую технологию (HTS), был представлен 13 января в городе Чэнду.

Как уточнил президент Международного совета по транспортным системам маглев Йоханнес Клюшпис, HTS – это новый тип сверхпроводящих материалов, применение которых решает проблемы повышения эффективности электрической тяги, поскольку они делают возможным использование двигателей большой мощности и малой массы.
Для обычных сверхпроводников требуется столь низкая температура, что приходится применять жидкий гелий (-269°C). HTS могут охлаждаться с помощью жидкого азота (-196°C). Это более дешевый и распространенный хладагент.
Новые сверхпроводники
«В РФ имеются технологии, позволяющие использовать электромагниты со сверхпроводящей обмоткой. Однако их выпуск остается на уровне пилотных проектов. В отличие от России, в КНР аналогичные проекты получили мощную господдержку. Поэтому их удалось вывести на уровень продуктов, которые вполне реально применять на практике», – уточнил руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев.

В качестве иллюстрации можно привести проект поезда, действующий прототип которого продемонстрировали в Чэнду. По данным Юго-Западного университета Цзяотун, одного из проектировщиков поезда, такой поезд маглев на основе технологии HTS может развивать скорость 620 км/ч.
Напомним, что первая в Китае коммерческая система маглев была введена в эксплуатацию в 2003 году в Шанхае. Это трасса длиной 30 км.
Стоимость эксплуатации системы HTS оценивается не намного выше, чем традиционной ВСМ. Причем ожидается, что она снизится на этапе серийного производства компонентов.

Городской маглев
Ранее, в 2020 году, сообщалось о вводе в пробную эксплуатацию низкоскоростного маглева для городских нужд. По сведениям «Чжунго кэцзи жибао», речь идет о перевозках пассажиров с проектной скоростью 120 км/ч.

Технический эксперт из CRRC Ван Юнган добавил, что такого типа поезд способен развивать скорость до 160–250 км/ч. Это несколько иной проект.
Если высокоскоростной маглев требует достаточно прямой трассы и исключает существенные уклоны, то городской поезд способен вписываться в короткий радиус поворота и обладает способностью преодолевать подъемы. Соответственно у него ниже потребление энергии.

Тем не менее у обоих проектов есть общие принципы. В частности, на них установлен однотипный линейный электродвигатель. Соответственно для высокоскоростного и городского маглева он разной мощности.

Основное различие – в конструкции подвижного состава. Ведь высокоскоростной поезд должен преодолевать сильное сопротивление воздуха. На это и тратится основное усилие линейного двигателя.

Левитация вползает в вакуум
Аналогичные проекты реализуют и в других странах. В частности, в США. Недавно Илон Маск испытал прототип гиперлупа, использование которого предполагает приведение капсулы в движение магнитной левитацией в вакуумной трубе.

Правда, пока в смонтированной экспериментальной трубе изобретатель обошелся без вакуума. Да и скорость капсулы, в которой проехали два человека, составила всего 172 км/ч.
Испытания компании Virgin Hyperloop с людьми на борту прошли в трубе длиной 500 м. Следующий этап – достижение более высоких скоростей. Для этого понадобится тоннель с разреженным воздухом.

Мифы о вреде электричества
В ОАО «РЖД» весьма скептически относятся к идее маглева. В рекламном сюжете, который недавно был показан по одному из центральных каналов, приводится ряд сведений, которые уже давно опровергнуты испытаниями.

Одно из них – о том, что поездка на маглеве противопоказана людям с больным сердцем. «Распространение подобных мифов выглядит весьма странным. Дело в том, что комиссия специалистов из Первого медицинского института проверяла представленную российскими учеными платформу, с помощью которой был выполнен подвес контейнера в магнитном поле на полигоне РЖД. Заключение было однозначным: никаких вредных излучений у маглева нет», – отметил А. Зайцев.

Испытания, проведенные учеными по заказу Международного совета по транспортным системам маглев, показали: основной расход энергии уходит на подъем поезда. Если установлено, что не фонит инфраструктура маглева, то уж об излучении линейного двигателя говорить не приходится.

Другой миф связан с тем, что капсула может перегреваться в вакууме. Однако, во-первых, ракетостроители уже давно разработали технологии отвода тепла, которые применимы и для поезда в вакуумной трубе. А во-вторых, все намного упрощается, если использовать неполный вакуум, то есть для достижения высоких скоростей свыше 600 км/ч вполне годится частично разреженный воздух.

«Противодействие сторонников традиционной системы «колесо-рельс» системам маглев вполне объяснимо. Сейчас маглев проигрывает в стоимости строительства трассы, но зато выигрывает затем в стоимости обслуживания путевого хозяйства. А это невыгодно железнодорожникам, которые зарабатывают на предоставлении услуг по содержанию инфраструктуры», – добавил А. Зайцев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions