Произведенный в Республике Казахстан подвижной состав (полувагоны и платформы) в основном эксплуатируется на территории Казахстана, за исключением произведенных в 2019 году АО «ПЗТМ» вагонов-термосов, работающих на российском рынке.
В портфеле казахстанских производителей находятся вагоны со стандартными характеристиками на тележках типа 2 по ГОСТ 9246, аналогах всем известной тележки модели 18-100. Данный факт говорит о довольно узком сегменте рынка, на который могут претендовать вагоностроители республики.
По мнению экспертов, уже в 2019 году рынок полувагонов вошел в фазу падения. Средний профицит полувагонов на сети ОАО «РЖД» в 2019-м составил 13 тыс. вагонов, в то время как в 2018 году рынок полувагонов находился в дефиците. Добавила негатива ситуация с коронавирусной инфекцией. По оценкам различных специалистов, падение производства грузовых вагонов в РФ в 2020–2021 гг. может составить от 50% и выше по отношению к 2019 году. Спрос на специализированный подвижной состав будет более стабильным, но и в этом сегменте вагоностроения не избежать падения на 20–30%.
Все эти тенденции актуальны и для вагоностроителей Казахстана, а с учетом отсутствия диверсификации производства ситуация с выпуском грузовых вагонов может повторить 2019 год. Фактически это означает отсутствие выпуска продукции. Стоит отметить и тот факт, что в Казахстане возможно проведение продления срока службы вагонов по техническому решению при выполнении плановых видов ремонта. Это создает дополнительное давление на спрос в сегменте вагоностроения.
Уверен, что для развития вагоностроительного рынка как России, так и сопредельных государств необходимо полностью выполнять требования технических регламентов всеми странами, входящими в ЕАЭС, и стремиться к созданию и производству современной конкурентоспособной продукции, привлекающей покупателей своими прорывными решениями и передовыми технологиями, с постепенной заменой и введением запрета на производство морально устаревших вагонов.