Инициатива ОАО "РЖД" по созданию резервного парка на базе ФГК является нарушением условий функционирования рынка оперирования и противоречит принципам свободной конкуренции. Позиция о негативном эффекте от этой меры неоднократно высказывалась профессиональным сообществом. Кроме того, в проекте Целевой модели рынка предложены другие механизмы регулирования баланса спроса и предложения на рынке оперирования. Выгод для ФГК от создания резервного парка, если он будет действительно весь год в резерве ожидать задействования под пиковые перевозки, мы не видим. Скорее, это обременение на миллиарды рублей и многие годы вперед.
Нехватка полувагонов носит, по нашим оценкам, локальный характер, ситуация сегодня гораздо спокойнее, чем в прошлом году. При этом основные производители полувагонов законтрактованы не только на этот год, но и на будущие периоды. Поэтому проблемы с обеспечением полувагонов могут возникнуть только в случае ощутимого ухудшения их оборота на сети. В этой ситуации не ясно, каким образом можно построить 60 тыс. полувагонов для резервного парка, если мощности заняты заказом рыночных игроков?
Эффективное решение мы видим в повышении производительности работы: наращивании скорости перевозок, сокращении числа брошенных поездов, устранении дефицита тягового подвижного состава, сокращении времени погрузки/выгрузки грузов. Необходимо также пересмотреть тарифные преференции для полувагонов с повышенной осевой нагрузкой, которые ведут к технологически и экономически необоснованному росту порожнего пробега.