Реальный покупатель крытых вагонов - это грузовладелец, который отчаялся найти парк на рынке и вынужден покупать подвижной состав за "живые" деньги. При прогнозируемой стоимости инновационного крытого вагона на уровне 2,5-2,8 млн руб., его содержание обойдется собственнику в среднем в 1,5 тыс. руб. в сутки лизингового платежа, к которому добавятся расходы на управление парком и ремонт. При этом заявленный повышенный срок службы может быть ограничен из-за необходимости более частой обточки колесных пар, а увеличенный межремонтный пробег будет во многом зависеть от квалификации сотрудников вагоноремонтных компаний. Так как вагон будет конкурировать на рынке с другими более дешевыми вагонами (с объемом кузова 138 и 150 м3), эффективная ставка аренды составит не более 500 - 600 руб. в сутки. Это ниже лизингового платежа, поэтому для балансировки доходности соотношение численности новых вагонов в парке собственника к уже выкупленным из лизинга должно составлять пропорцию как минимум 1 к 3. В то же время из-за экономического кризиса парки многих собственников и операторов сейчас перезаложены, выкупленных вагонов мало или нет вообще, и у многих текущая лизинговая нагрузка находится на критическом уровне.
При этом ОАО «РЖД» продолжает повышать тарифы на перевозку грузов, в том числе, в крытых вагонах, а сроки доставки товаров растут. В этих условиях задача операторов - сохранить то, что осталось и хоть как то это содержать и окупать, тем более, что на фоне дефицита парка легче повышать ставки, особенно для тех грузоотправителей, которые по технологическим причинам не могут отказаться от услуг РЖД в пользу других видов транспорта. Массовых закупок инновационных крытых вагонов, с моей точки зрения, не будет. Объем заказов, по моему мнению,
навряд ли превысит 1 тыс. вагонов в год.
Что касается инновационных крытых вагонов с объемом кузова 200 м3, то это эксклюзивный вагон. Железнодорожный тариф у него почти в два раза выше, чем у универсального, а грузоподъемность меньше. Сейчас на рынке таких вагонов всего порядка 1 тыс. единиц, и больше половины из них простаивает без работы. Возможно, кто-то их и купит, но только под индивидуальный проект, а с учетом наличия свободного парка на рынке. Смысл покупки нового дорого вагона вообще теряет смысл.
Автор: Чуров Андрей, генеральный директор ООО "ЛПБ"
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.