Предложенный проект Правил мог бы вселять осторожный оптимизм в членов АСОРПС – от снижения административных барьеров и выделения номенклатуры грузов, для перевозки которых требуются только рефрижераторные вагоны и рефрижераторные контейнеры. Однако на практике мы скорее осознаем опасность проекта Правил. На деле грузоотправитель не обязан выполнять требования, вытекающие из особенностей используемых технологий перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте. Также он не мотивирован к строгому соблюдению определенных температурных условий при перевозках скоропортящихся грузов ввиду слабости контроля и специфики тарифной политики. Вместо постепенной либерализации транспортного рынка СПГ с закреплением реальной ответственности грузоотправителя мы рискуем получить хаос с перспективой деградации отрасли.
По нашему мнению, проект Правил нельзя утверждать до тех пор, пока не будет введена система контроля и освидетельствования теплотехнических характеристик вагонов и контейнеров, используемых для перевозок скоропортящихся грузов. Не зная реальных возможностей транспортных средств по обеспечению температурных условий, необходимых для качественной перевозки скоропортящихся грузов, грузоотправитель не имеет возможности обосновать свой выбор транспортного средства. Следовательно, ни о какой его ответственности не может быть и речи.
При этом на пути использования «Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (далее – СПС), принятом Европейской экономической комиссией ООН 1 сентября 1970 года в Женеве, Швейцария, должны быть решены проблемы со статусом СПС внутри Российской Федерации, на пространстве СНГ. Также решения требует проблема недопущения двойного освидетельствования контейнеров в части теплотехнических характеристик (в ИСО и в СПС).
Минтранс должен решить очевидную проблему с границами использования различных транспортных средств, вытекающих из их теплотехнических характеристик, а также особенностей используемых технологий перевозок. Скоропортящиеся грузы не могут перевозиться в режиме «термос» или в крытых вагонах универсального назначения и универсальных контейнерах как попало. И нормы использования транспортных средств должны устанавливаться на известном методическом фундаменте с использованием достижений соответствующих областей транспортной науки для исключения опасного произвола в этой сфере.
Необходимо решить серьезную задачу, связанную с объективным контролем состояния груза при его предъявлении к перевозке и соблюдением температурных условий в процессе перевозки.
АСОРПС выступает за разработку механизма реального выполнения всеми участниками транспортного процесса возложенных на них обязанностей. В настоящее время такого инструмента не существует, а значит, рынок будет отдан на откуп сильному. Именно от такого положения дел и страдала отрасль последние 20 лет. Чтобы хладотранспорт получил необходимые инвестиции, должны быть установлены понятные, прозрачные и, что самое главное, выполнимые правила игры в реально конкурентной среде.
Ознакомившись с проектом Правил, АСОРПС прорабатывает свою позицию, которую официально представит Минтрансу России до окончания публичного обсуждения. Однако, по-видимому, это будет рекомендация по переносу утверждения Правил в такой постановке до решения принципиальных вопросов. Косметическая доработка указанного проекта, по нашему мнению, невозможна, так как АСОРПС заинтересован в ясном и четком документе, гарантирующем бизнесу устойчивые модели развития.