При этом многие не в курсе, что окупаемость проекта ВСМ посчитана с учетом 4-миллионного пассажиропотока из Твери и его значимость на втором месте вслед за направлением Москва – Санкт-Петербург. Обойти стороной г. Тверь и тверских пассажиров в буквальном смысле слова ВСМ не сможет. Мало кто знает, что экспрессы Тверь – Москва (нынешние удобные «Ласточки») планируют перевести на высокоскоростную магистраль, и время в пути станет сопоставимо с поездкой москвичей в метро, что кардинально повысит качество жизни в Твери. Это окажет влияние даже на тех тверичей, которые не ездят в Москву. Из-за объединения рынков труда и услуг неминуемо повысится уровень зарплат и обслуживания населения, так как произойдет слияние тверской и московской агломераций.
На дискуссионном клубе мы узнали, что проектируемая загородная станция Новая Тверь, вероятно, будет не единственной возможностью для жителей воспользоваться ВСМ. Когда-то вокруг нее образуется новый центр роста Твери. До этого времени пассажирам тверских экспрессов ездить в Москву через станцию на задворках будет неудобно. Поэтому чрезвычайно важно было услышать, что рассматривается вариант отправления экспрессов Тверь – Москва прямо с действующего вокзала из центра города с выходом поездов на высокоскоростную магистраль за ст. Кузьминка. Интересно было услышать также о рассматриваемом варианте захода поездов ВСМ Санкт-Петербург – Москва, имеющих остановку в Твери, на действующий старый вокзал через специальное новое ответвление ВСМ вдоль трассы М-11 с выходом на главный путь нынешней Николаевской дороги в районе Брянцево.
Мне показался неубедительным ответ относительно варианта прохождения новой изолированной линии ВСМ через Тверь непосредственно в полосе отчуждения существующей дороги. Неоспоримо, что высокоскоростным поездам нужна отдельная линия со специфическими технологиями, чтобы при этом они не мешали движению поездов с низкой скоростью и частыми остановками, включая грузовые, обслуживающие потребности местного тверского бизнеса. Но ведь такую полностью отгороженную от внешнего мира высоким шумозащитным забором линию можно проложить через г. Тверь в широкой полосе отвода существующей железной дороги. Такое решение кажется вдвойне логичным, так как участок пути ВСМ через Брянцево – Тверь – Кузьминка использовался бы не только поездами с остановкой в Твери, но и всеми остальными. Сама трасса ВСМ стала бы более прямой и, соответственно, потенциально более скоростной.
При этом не пришлось бы строить округлую, весьма далекую от прямой трассу ВСМ вокруг Твери, нарушая и перестраивая сложившиеся там жизнь и бизнес, снося дома, разрушая природу, перекладывая коммуникации, перерезая дороги, строя множество мостов и путепроводов. Надо заметить, что Тверь уже в достаточной степени адаптирована к высокоскоростным «Сапсанам». Железная дорога сейчас полностью изолирована от города, организованы коммуникации, построены дополнительные путепроводы. Параллельно проложенная высокоскоростная магистраль не создаст дополнительных проблем городу.
В ответ на мой вопрос в качестве контраргумента прозвучало, что такой вариант рассматривался, но не был принят, так как высокоскоростные поезда помешают потребностям местного бизнеса в вывозе товаров по железной дороге. Предполагаю, что произошла подмена понятий либо вопрос не поняли. Ответ можно было бы принять, если бы речь шла о движении высокоскоростных поездов через Тверь по существующей железной дороге совместно с грузовыми поездами. Вопрос был задан относительно трассы прохождения прямо через Тверь, полностью изолированной линии, такой же, как предполагается прокладывать в обход города с такими же высокими звукоизолирующими заборами, которые сейчас обещают жителям перерезаемых деревень. Только прямой, более короткой, без лишних загибов. Доступ от существующего главного пути к подъездным путям городских предприятий по обе стороны от путей ВСМ можно было бы организовать через соединение под путепроводом, по которому ВСМ переходит с восточной стороны главного пути на западную сторону. Такой путепровод сейчас проектируется около ст. Кузьминка. В случае прохождения ВСМ по Твери логично было бы перенести этот путепровод в Тверь (например, в район мигаловской ветки или ближе к мосту через р. Волгу), и тогда можно обойтись без лишних железнодорожных развязок. Хотелось бы продолжить дискуссию на эту тему со знающими людьми.
Сейчас в прессе идет живое всестороннее обсуждение вариантов строительства вокзала ВСМ в Санкт-Петербурге с участием множества специалистов в сфере транспорта, градостроительства, культуры. Ничего подобного, к сожалению, пока в Твери не происходит. При этом новая ВСМ для жизни города имеет существенно большее значение, так как жизнь города исторически связана с расположением на пути из Санкт-Петербурга в Москву.