В 2017-2020 годах на реализации инвестиционных проектов ОАО «РЖД» направила более 224 млрд рублей, в том числе в 2020 году – 47,8 млрд рублей. При этом неосвоенные остатки бюджетных инвестиций по итогам отчетного периода составили 19,2 млрд рублей.
«Это, зачастую, связано с тем, что бюджетные средства перечисляются поздно», - отметил Валерий Богомолов.
Однако проверяющие выявили постоянно повторяющиеся недостатки. К ним относятся, например, планирование бюджетных ассигнований на осуществление взносов в Уставной капитал Росжелдором и РЖД.
«Отмечу, что несвоевременное использование бюджетных средств снижает эффективность бюджетных расходов, учитывая влияние инфляции на стоимость стройматериалов и оборудования», - отметил аудитор.
Как показали контрольные мероприятия за 2020 год, если ОАО «РЖД» будет взаимодействовать с потенциальными грузоотправителями еще на начальной стадии реализации проектов, то компании удастся эффективно сократить ограничения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры:
«Это позволит определять объемы и условия грузоперевозок, а также устанавливать ответственность грузоотправителей в случае необеспечения запланированных объемов. И, безусловно, планы ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры должны быть синхронизованы с мероприятиями по модернизации смежной инфраструктуры, в том числе и портовой», - сказал Валерий Богомолов.
Кроме того, Счетная палата заявила о необходимости усовершенствования взаимодействия между филиалами РЖД для оперативной актуализации данных о пропускной способности инфраструктуры, загрузке отдельных участков железных дорог с учетом проведения работ по их модернизации.
Подчеркнем, согласно указам президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задачи по развитию железнодорожной инфраструктуры определены на несколько лет вперед и они, заявлено, должны стать еще масштабнее. К 2024 году, согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, должна быть увеличена скорость перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы РФ до 7 дней, увеличены объемы транзита контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза и увеличена пропускная способность БАМа в 1,5 раза, или до 180 млн тонн.
«Эти задачи реализуются в рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и соответствующих Нацпроектов. Поэтому в текущем году внимание Счетной палаты будет в основном сосредоточено на реализации ОАО «РЖД» крупных инвестиционных проектов с государственным участием», - сказал Валерий Богомолов.
Однако, как отметил аудитор Счетной палаты, зачастую проверяющие не имеют доступ к соответствующим продуктам компании, даже те продукты, что открыты для Счетной палаты, не всегда информативны:
«Отдельно обращаем внимание на форму Инвестиционной программы: она малоинформативна для нас, проверяющих. И требует совершенствования в том числе в части расшифровки по объектам, срокам реализации, остатков средств по итогам периодов. Полагаю, если Счетная палата будет осуществлять мониторинг в тесном сотрудничестве с РЖД, то будут выработаны действенные рекомендации по принятию эффективных и своевременных решений», - сказал аудитор.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.