+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2016 14:00:40
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Рост ставок – рыночный или искусственный?

 Грузоотправители отмечают, что с начала 2016 года ставки на предоставление полувагонов перестали снижаться и перешли в фазу роста, и, судя по отзывам пользователей, пик стоимости операторских услуг в этом сегменте рынка еще впереди. На первый взгляд, причина происходящего очевидна – сокращение численности парка универсального подвижного состава на фоне увеличения объемов сетевой погрузки, но участники отрасли пока не пришли к единому мнению о том, растут ли ставки в полном соответствии с законами рынка или увеличиваются искусственным путем.

Надежды операторов сбываются?

Еще недавно крупные операторы железнодорожного подвижного состава возлагали надежды на рост ставок на предоставление полувагонов в связи с предложенным ПАО «ГТЛК» планом «Ураган». Однако в конце мая правительство отказалось от реализации этой концепции, решив, что рыночная консолидация вагонных активов является более предпочтительным вариантом развития рынка грузовых перевозок. Впрочем, эксперты предупреждали о том, что оживление сегмента оперирования полувагонами будет происходить вне зависимости от консолидации, а просто потому, что их численность активно снижается. Кстати, по данным ОАО «РЖД», в мае 2016-го общее количество подвижного состава на сети составило 1 107 802 ед. (здесь и далее – в среднем в сутки), что на 8,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1 214 152 ед.). Интенсивнее прочих за этот период убывал именно парк полувагонов, сжавшись на 11,3% – с 553 657 до 490 873 ед.

С учетом наращивания темпов грузовой работы (по данным ОАО «РЖД», погрузка на сети в мае 2016 г. составила 102,9 млн т, что на 3,1% больше, чем в мае 2015 г.) сокращение парка не могло не повлиять на динамику цен операторов. Правда, для них перемены стали плюсом, а для грузоотправителей, наоборот, минусом. «Ранее конкуренция и профицит вагонов держали цены на их предоставление на низком уровне, а решения регуляторов (Минтранса, Минпромторга и пр.) по принуждению к сокращению парка, фактически пролоббированные вагоностроителями, напротив, создали предпосылки для роста ставок, – отмечает к. э. н., доцент РОАТ МИИТ Фарид Хусаинов. – Таким образом, если правительство ставило цель увеличить тарифную нагрузку на грузоотправителей, то этот план удался».

Что говорят грузовладельцы

«В течение II квартала 2016 года стоимость операторских услуг серьезно увеличивалась, в основном это касается ФГК, которая поднимала ставки каждый месяц на 5%, а рост за квартал составил 20% по отношению к Прейскуранту № 10-01, – рассказывает начальник логистического департамента ООО ГК «Евразия» Константин Жуков. – В начале года цены сохранялись на уровне прейскуранта, а сейчас на некоторых направлениях увеличились почти на треть». При этом эксперт указывает, что АО «ПГК» предоставляет вагоны в среднем на 5% дешевле ФГК. По его словам, грузоотправители оказались не готовы к росту цен на аренду вагонов, в частности под перевозку щебня. «Весь квартал работа строилась так: мы получали информацию о ставках и передавали ее клиентам, но они реагировали на предложение только к концу месяца, – комментирует К. Жуков. – Лишь к окончанию второй декады клиенты либо понимали, что цены выросли и других не будет, либо накапливали достаточное количество денег на перевозку. В итоге мы вывезли меньше груза, чем планировали». Свою роль сыграло и то, что операторы объявляли о ценах на следующий месяц в последний момент.

«В I квартале мы ездили в хорошем минусе от прейскуранта: он доходил до 20% на расстояниях более 1 тыс. км и до 15% на отрезках в 500 км, – рассказывает представитель компании – отправителя стройгрузов, работающей на полигоне Горьковской железной дороги. – Сейчас ставка на дальние расстояния всего лишь на 5% ниже прейскуранта, а на короткие – почти вровень с ним». При этом на предприятии отмечают, что не привлекают полувагоны ФГК и ПГК, так как их цены слишком высоки. «В ФГК мы обращались в II квартале, но там дали ставку +15% к прейскуранту. Мы отказались, так как не можем возить груз себе в убыток».

Грузоотправители дружно отмечают, что дефицита полувагонов как такового пока нет, скорее, не хватает подвижного состава по нужной цене. «Пока дефицит полувагонов выливается в рост цены услуги», – отмечает К. Жуков. По мнению ряда пользователей, речь и вовсе идет об искусственном завышении ставок, который происходит в том числе потому, что операторские компании при формировании стоимостной политики традиционно ориентируются на цены флагмана рынка – ФГК.

Разброс на бирже

Общая тенденция, связанная с повышением стоимости аренды полувагонов, развивается на фоне заметного разброса цен. Ситуацию хорошо иллюстрируют итоги июньских торгов на бирже вагонов RailCommerce, где разыгрывалось 3 тыс. полувагонов собственности ФГК под перевозку нерудных материалов в июле со Свердловской, Южно-Уральской, Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорог. Это уже вторые торги, где выставилось 30 лотов по 100 полувагонов – по 3 лота на каждое из 10 направлений перевозки. Напомним, что первый аукцион был проведен в мае 2016 года, на нем предлагалось 10 лотов по 100 полувагонов на транспортировку минерально-строительных грузов в июне. По некоторым лотам и направлениям начальная цена превысила Прейскурант № 10-01 на 5% и более. В июне же максимальная наценка к прейскуранту (на предоставление 100 полувагонов на полигоне Свердловской и Южно-Уральской дорог для доставки минерально-строительных грузов на различные станции РФ в июле) составила целых 35%. Наибольшая скидка к ставке прейскуранта (-23%) была зафиксирована на направлении с Горьковской на Московскую дорогу. Организаторы аукциона отмечают, что общая динамика аукционных торгов показала накаленную борьбу за вагоны, что характерно для рынка железнодорожных грузоперевозок в условиях превышения спроса над предложением.

Интересны и отзывы участников рынка. Понятно, что компании, выигравшие лоты, голосовали рублем, а это значит, что они всецело поддерживают идею торговой площадки. Но есть и другие точки зрения. «Пока мы работаем в условиях условного профицита, биржи вагонов не очень актуальны, – говорит директор по логистике одной из компаний-поставщиков лесных грузов. – Вот когда вагоны окажутся в дефиците и операторы начнут выделять их на спот для получения экстрамаржи, то это, возможно, будет интересно для покрытия потребностей в оперативных услугах». По словам эксперта, для несистемных перевозок ставка в любом случае будет выше средней, поэтому при профиците вагонов речь может идти только о ее искусственном завышении.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент происходят определенные изменения в сфере ценообразования операторских услуг. В сегменте полувагонов явно наметилось оживление, но выигрывают от него далеко не все. К тому же много вопросов – искусственный это рост или вполне рыночный, прекратится ли он с окончанием высокого сезона или продолжится, станет ли устойчивой тенденцией для всех видов вагонов или нет – пока остаются открытыми.

Марина Ермоленко

Полностью статью читайте в № 13-14 РЖД-Партнер/ Рост ставок – рыночный или искусственный? Номер выйдет из печати в июле 2016 г. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions