+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2016 18:02:41
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Производители проката и вагоностроители не могут договориться

Стратегия импортозамещения должна объединять российские компании. Однако их кооперация дает сбой, если один из партнеров в цепочке поставок пытается тянуть одеяло на себя.
 

Меткомбинаты погнались за маржой

Крупные металлургические компании промолчали в ответ на те обвинения, которые выдвинули в их адрес в НП «Объединение вагоностроителей». В ПАО «Северсталь» сообщили, что комментировать сложившуюся ситуацию не будут.

Опровергнуть приведенные доводы сложно. По данным статистики, в целом цены на металлопрокат в 2016 году выросли на 75%. Как отметили эксперты компании «А групп», основная причина этого – продажи на экспорт, которые активизировались на фоне локального дефицита продукции на внутреннем рынке, в том числе из-за вымывания дешевых остатков на складах металлотрейдеров.

Последние, по данным компании «Брок-Инвест-Сервис», уже в середине весны вынуждены были ускорить пополнение своих запасов, потому что у многих потребителей, в свою очередь, склады опустели.

Правда, ажиотажное поведение покупателей было характерно в основном для потребителей тонкого проката из-за влияния сезонных факторов. А вот относительно толстого листа рынок оставался довольно-таки вялым, из-за того что многие промышленные предприятия сами столкнулись с низким спросом на свою продукцию. Поэтому следовало ожидать, что в данном сегменте увеличение цен будет наименее заметным.

Фактически же произошло все как раз наоборот: здесь темпы роста значительно превысили аналогичный показатель по тонкому листу. Обосновать причины скачка заводских цен на ряд марок толстого проката представители металлотрейдеров не смогли. В рыночную логику данный факт не укладывался.

Так что предположение, высказанное представителями вагоностроителей, выглядит достаточно обоснованным. Металлурги попытались снять маржу с тех потребителей своей продукции, которые получили господдержку.

Статистика опять-таки указывает на то, что доходность бизнеса меткомбинатов в последнее время выросла. Например, ПАО «Северсталь» в II квартале 2016 года увеличило EBITDA по МСФО вдвое по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий период – на это, в частности, указали в инвестиционной компании «АК Барс Финанс». Одна из причин сильных финансовых результатов компании – скачок цен на внутреннем рынке и благоприятная ситуация на экспортных рынках.

Кстати, намерение увеличить экспортные поставки стало одной из причин, по которой ПАО «Северсталь» подписало меморандум с ОАО «РЖД» и «ЖЕФКО» в рамках ПМЭФ-2016.

Потребители наносят ответный удар

Еще один любопытный факт: недавно Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении структур ПАО «Северсталь», Evraz PLC и ПАО «Мечел» в связи с резким повышением цен на арматуру, сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский. Так что от курса в сфере ценовой политики пострадали не только вагоностроители.

Способы борьбы с завышением цен, предложенные вагоностроителями, не новы. Например, промышленная группа «МАИР» в свое время направила в правительство РФ письмо с предложением ввести экспортные пошлины на продукцию металлургических комбинатов в размере 20% от стоимости 1 т. Тогда это касалось катанки и штрипса. Предложение ограничить экспорт основывалось на том, что 3/4 проката сталелитейных компаний традиционно вывозилось из России за рубеж. Это должно было насытить внутренний рынок и тем самым сбить цены.

Сейчас положение дел со сбытом проката изменилось мало. Поэтому стремление вагоностроителей снизить интерес к поставкам на экспорт выглядит логичным. Эту же цель преследует и другое предложение вагоностроителей – ввести повышающий индекс к экспортному тарифу ОАО «РЖД».

«Подобные меры могут оказаться достаточно чувствительными для производителей. Вместе с тем они, безусловно, негативно отразятся на рынке металла в целом. Столь радикальные способы регулирования в первую очередь нарушают цепочки поставок и приводят к логистическим сбоям», – прокомментировал генеральный директор торгового дома «МеталлИмпэкс» Александр Дмитриев.

По его словам, рынок должен в ближайшее время сам отрегулироваться. Ведь он вряд ли сможет долго продержаться при нынешних ценах на металл. И уже где-то с середины июля 2016 года наблюдается коррекция в сторону снижения расценок на прокат. Спрос ниже предложения. И в августе наметившийся тренд сохраняется.

Стандарты и технологии

Как отмечают эксперты, потребители могут выбрать и другие способы борьбы с ростом цен на прокат. Скажем, вместо него можно использовать сварные конструкции.

Их, в частности, успешно применяют при изготовлении вагонов в Белоруссии. Причем такая технология позволяет выпускать подвижной состав и с повышенной нагрузкой на ось. Есть модели со сварными конструкциями на 25 тс.

Можно применить технологии, позволяющие перейти на цельнокатаные конструкции. Они, кстати, попутно, как показывает мировой опыт, обеспечивают еще и снижение веса вагонов, что, в свою очередь, удешевляет стоимость конечной продукции заводов.

Кроме того, в вагоностроении можно использовать и некоторые другие марки проката, цены на которые сейчас установлены достаточно умеренные. Правда, тут, как пояснил исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов, заводы ограничены госстандартами. Поэтому, собственно, и было выдвинуто предложение расширить номенклатуру допустимых в отрасли марок металла.

Как отмечают эксперты, это обеспечит вагоностроителям свободу маневра в закупках материалов. «Подобная мера создает основу для того, чтобы потребители и поставщики могли найти компромиссное решение. Например, разумная цена в обмен на гарантированные закупки определенных сортаментов металлопроката. Иначе ведь материалы или комплектующие можно заказывать в других странах», – отметил А. Дмитриев.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions