+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.10.2015 14:09:41
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Не навреди тарифом своим

Выступления участников 3-й Международной конференции по тарифам и ценообразованию на железнодорожном транспорте объединила идея о том, что тарифная политика в отрасли – своего рода искусство, которое требует не только чувства рыночной конъюнктуры, но и осторожности. Необдуманное решение в установлении цен на услуги по перевозке теоретически может привести как к утечке отдельных номенклатур грузов к конкурентам, так и к падению и даже закрытию смежных отраслей.
 

К формированию мудрой, гибкой тарифной политики игроков железнодорожного рынка особенно сильно подталкивают перспективы развития железнодорожного коридора Восток – Запад. Борьба за грузопотоки на этом направлении, которые из года в год увеличиваются, разворачивается прежде всего с морским транспортом, ставки которого грузоотправителям, как известно, симпатичнее железнодорожных. Однако, по словам вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, доминирующее положение морских перевозчиков не позволяет их клиентам рассчитывать на снижение транспортной составляющей в расходах. В этой связи железнодорожные перевозки, по мнению топ-менеджера, являются разумной экономической альтернативой.

«Перспективы развития железнодорожного коридора Восток – Запад связаны прежде всего с развитием и совершенствованием технологии перевозок крупнотоннажных контейнеров ускоренными поездами. Сегодня такие поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ России в среднем за 8 суток, то есть со скоростью порядка 1200 км/сут. Данная технология позволила не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять ее фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию», – добавил топ-менеджер.


С. Бабаев также напомнил, что на инфраструктуре РЖД перевозки транзитных грузов, в том числе по Транссибу, осуществляются по ставкам Тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении. И ключевой вопрос взаимодействия железнодорожных администраций – согласование сквозных тарифных ставок, при котором ОАО «РЖД» учитывает ряд условий. Во-первых, уровень сквозной ставки должен обеспечивать конкурентоспособность перевозки по сравнению с другими направлениями, в том числе альтернативными видами транспорта. Кроме того, снижение действующего уровня тарифа должно осуществляться с учетом заинтересованности каждого участника в перевозке по данному направлению и на паритетной основе при равной заинтересованности.


При разработке сквозных ставок участниками может согласовываться и единая система скидок в зависимости от вновь привлекаемых на данное направление объемов перевозок, отметил С. Бабаев. Примером могут служить договоренности с китайской, казахстанской, белорусской и украинской сторонами по установлению специальных тарифов, обеспечивающих сквозную ставку на всем маршруте перевозки контейнеров по Транссибу через украинские и белорусские пограничные переходы (контейнерные поезда из третьих стран в третьи страны, «Монгольский вектор», Европа – Китай – Европа). Или, например, перевозки в/из Китая через казахстанский пограничный переход Достык в третьи страны через украинские (контейнерный поезд «Новый Шелковый путь») и белорусские (контейнерный поезд Чунцин – Дуйсбург) пограничные переходы.

Довольно революционную идею по увеличению конкурентоспособности железнодорожного транспорта перед другими его видами предлагают в группе «ОТЛК». Там считают целесообразным полностью дерегулировать тариф для контейнерных перевозок для тех направлений, за которые идет острая борьба, в том числе и на Транссибе.

«В перспективе предлагаем для контейнерных перевозок полностью дерегулировать тариф для тех направлений, где существует конкуренция с альтернативными видами транспорта: на расстояниях перевозок до 2,5 тыс. км – с автомобильным транспортом, на Транссибирской магистрали – с морским транспортом и в других сегментах», – заявил первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» (входит в ОТЛК) Александр Кочуков.


Кроме того, по словам топ-менеджера, для оперативного принятия решений по изменению уровня тарифов, а также корректировки действующих решений в зависимости от конъюнктуры спроса в определенных сегментах рынка необходимо упростить порядок принятия таких решений. «Одним из вариантов может стать делегирование полномочий принятия решений на уровень рабочей группы под руководством вице-президента по коммерческой деятельности (С. Бабаева. – Прим. ред.), – отметил А. Кочуков. – На первом этапе такое решение может быть принято для немасштабных перевозок, например, если переключаемый ежемесячный объем перевозок грузов не достигает 10 или 20 тыс. т».


В свою очередь, грузовладельцы подчеркнули, что в условиях кризиса к даже, казалось бы, незначительным регуляторным решениям особенно чувствительны предприятия, чья продукция с точки зрения прейскуранта ОАО «РЖД» низкодоходная. Так, по словам заместителя генерального директора по логистике ОАО «СУЭК» Дениса Илатовского, теоретически любым дополнительным процентом индексации на каких-то отраслях можно ставить крест. Вместе с тем речь не о том, что через железнодорожный тариф надо поддерживать какие-то падающие отрасли, просто при принятии решений их нужно учитывать с особым вниманием.

«Доля транспортной составляющей в конечной цене угля растет, – привел пример Д. Илатовский. – Почему это происходит? Цена на рынке катастрофически падает. Например, на конец 2016 года мы имеем фьючерсы на цену угля на уровне $52–53. Если взять сегодняшний обменный курс доллара, то доля железнодорожного тарифа в цене угля составит 73%. Это ужас. Совершенно невозможно представить, что уголь, доставленный до порта, будет иметь в своей цене 60–70% транспортной составляющей».

Президент Гильдии экспедиторов (соорганизатор конференции) Семен Резер заявил, что по итогам обсуждения будут выработаны рекомендации по проблемам тарифного регулирования и развитию транспортных услуг.

Он также напомнил, что президент страны Владимир Путин, выступая на форуме Федеральной антимонопольной службы, отметил, что конкурентный рынок должен исключать возможность принятия необоснованных тарифных решений и не допускать роста цен. В этом смысле новые вызовы сегодня стоят и перед ОАО «РЖД», добавил С. Резер.

Маргарита Меньшакова

Фото: Екатерина Дегтярева


 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions