– Да, и на большинстве предприятий достаточно острую. Есть тому и внешние причины, и внутренние. Ключевая внешняя – это снижение численности и изменение структуры трудоспособного населения в России. В сфере рабочих профессий сейчас наблюдаются жесточайшие конкуренция и дефицит. К сожалению, вагоноремонтный бизнес, да и весь железнодорожный транспорт в целом за последние 15 лет снизили свою привлекательность как работодатель. Мы обеспечиваем своим работникам стабильность, белую заработную плату, соответствующие требованиям законодательства условия труда, но этого уже недостаточно для нового поколения. Вагоноремонтники культурно и ментально отстали от современности, и нам необходимо инвестировать сотни миллионов рублей в изменение условий труда и новые системы мотивации персонала.
– Как изменилась кадровая структура вагоноремонтных предприятий за последние 5 лет?
– За последние 5 лет штат нашей компании заметно обновился. Сейчас уже около 45% сотрудников компании относительно молоды, то есть в возрасте до 40 лет. Однако доля сотрудников старше 60 лет достигает по некоторым профессиям 18–20%. Речь в первую очередь о фрезеровщиках и слесарях ремонтных цехов. Это люди с уникальным опытом, преданные нашему делу, но передавать им знания зачастую некому. Также чувствуется нехватка инженерно-технических кадров с профильным образованием. Поэтому компания создает условия для привлечения и мотивации молодых специалистов, в том числе запускает стипендиальную программу для студентов высших и средних специальных учебных заведений.
– Какие еще меры могут быть приняты для повышения престижа и привлекательности работы в сфере вагоноремонта для молодежи и состоявшихся специалистов?
– Во-первых, мы целенаправленно повышаем заработную плату. За 2021 год средняя заработная плата производственных рабочих на наших предприятиях выросла на 20–30%. И это только начало. Однако одной заработной платы недостаточно.
Долгие годы вагоноремонтные предприятия работали с минимальной рентабельностью или даже в убыток. Поэтому приоритетным направлением вложения средств в депо было поддержание производственной инфраструктуры. Именно поддержание, а не развитие. Большинство депо в стране сейчас банально изношены, работа ведется на самортизированном оборудовании и в цехах, требующих ремонта, хотя бы косметического. Состояние бытовых помещений не соответствует ожиданиям новых работников.
Сейчас НВРК вкладывает более 1 млрд руб. в год в ремонт и обновление основных средств, ремонт зданий и сооружений. Мы хотим, чтобы наши люди работали в комфортных условиях и на современном оборудовании.
Беседовала Юлия Чернышевская