– Перевозки контейнеров в полувагонах, по заверениям самих операторов контейнерных перевозок, – это прежде всего ситуативные решения, к которым компании вынуждены прибегать в пиковые сезоны, когда по каким-либо причинам образуется нехватка фитинговых платформ для вывоза контейнеров, прежде всего из дальневосточных портов. Можно сказать, что взаимодействие операторов контейнерного парка с собственниками полувагонов происходит не на постоянной основе, а по мере необходимости.
Что касается ОАО «РЖД», как правило, перевозчик идет навстречу в сложных ситуациях отсутствия баланса грузопотока на Восточном полигоне в части контейнерных перевозок в направлениях запад – восток, конечно же, при соблюдении всех необходимых мер безопасности. В какой-то степени использование полувагонов позволяет данный дисбаланс выравнивать.
– Насколько сегодня отлажен процесс перевозки контейнеров в полувагонах?
– Процесс отправки контейнера по железной дороге в полувагоне более трудозатратный по сравнению с отправкой на платформе. Принципиальное отличие состоит в технологической организации погрузки контейнеров – в полувагонах их нужно дополнительно закрепить. Как правило, для этого используют деревянные бруски и пневмоподушки.
Соответственно, при выгрузке необходимо раскрепить контейнеры в вагонах, это увеличивает время, которое необходимо затратить на перевозку. В конечном итоге это приводит к удорожанию погрузочно-разгрузочных работ при такого рода перевозках, что делает их при прочих равных менее конкурентными в сравнении с перевозками на фитинговых платформах. Хотя стоит отметить, что в целом данный процесс на контейнерных терминалах отлажен отправителями и получателями.
– Изменилось ли за последний год, на Ваш взгляд, соотношение плюсов и минусов данной технологии? Изменилась ли цена вопроса?
– В основном перестали использовать пневмоподушки, которые на практике сдуваются в процессе перевозки и не дают ожидаемого эффекта при их значительной стоимости и сложности крепления, что приводило к увеличению сроков перевозки и создавало дополнительные риски.
Сегодня перешли на использование деревянных брусков и досок в качестве крепежного материала. Это более надежно и дешевле в несколько раз, при этом есть экономия на пользовании подвижным составом, что выравнивает или снижает общую стоимость перевозки и, несомненно, является плюсом.
– Продолжится ли, по Вашему мнению, дальнейший переход на перевозку контейнеров в полувагонах? Какие факторы будут этому способствовать?
– По ряду факторов перехода не будет, использование полувагонов, на наш взгляд, так и останется запасным вариантом, прежде всего из-за незаинтересованности собственников полувагонов в их ритмичном предоставлении под перевозку контейнеров. Причин несколько: больший износ как полувагонов, так и контейнеров при такой технологии, более высокие затраты при терминальном обслуживании.
Мотивировать использовать такой способ перевозки могут заторы на сети РЖД и задержки с подходом фитинговых платформ. В этом случае грузы не простаивают в очереди за платформой, не оплачивается ожидание погрузки контейнера и в целом сокращается срок доставки.
Беседовала Наталья Гусаченко