– Основной подвижной состав, используемый «ЛафаржХолсим», – это хопперы, их доля составляет около 2/3 всех перевозок по железной дороге. Доля полувагонов, соответственно, составляет около 1/3, и она демонстрирует активный рост за последние пару лет. Это связано с наращиванием объемов компании в секторе Oil&Gas. Крытые вагоны используются для узкого круга постоянных клиентов, отгрузки единичны.
Мы работаем с различными операторами, как собственниками, так и экспедиторами. Специфика нашей работы часто требует от операторов дополнительной гибкости в обеспечении подвижным составом, что часто оказывается сложностью для больших компаний, работающих по отлаженным годами схемам. Поэтому наша политика привлечения операторов основывается на двух главных критериях: 1) экономической эффективности операций и 2) гибкости предоставляемых услуг, что позволяет нам эффективно управлять затратами в условиях высокой волатильности рынка.
– Расскажите о работе с автомобильными операторами. Есть ли тенденция к росту перевозок на автомобиле или по железной дороге?
– Объем продукции, перевозимой на автомобильном транспорте, составляет значительно бОльшую часть всего объема продаж. Как и в железнодорожных перевозках, главными критериями выбора контрагентов здесь являются экономическая эффективность, высокий уровень сервиса для наших клиентов и партнерский подход к ведению бизнеса с «ЛафаржХолсим». С точки зрения тенденции изменения доли между авто- и железнодорожными перевозками – рост доли последних можно ожидать в случае расширения географии продаж.
– Насколько железнодорожный оператор готов предоставить вашей компании комплекс услуг 3PL, 4PL? Был ли запрос на такое взаимодействие с вашей стороны?
– Тенденция рынка железнодорожных перевозок – предложение 3PL- и 4PL-услуг. Мы получаем запросы на подобные услуги, рассматриваем их. Однако на данный момент с учетом текущей ситуации в экономике мы не видим экономического преимущества перехода на 3PL и 4PL по сравнению с действующим подходом в работе с операторами.
– В каком состоянии находятся ваши подъездные пути и кто их обслуживает?
– Наши подъездные пути обслуживаются внешним контрагентом, с которым заключен договор на конкурсной основе. Состояние путей соответствует требованиям безопасности, что подтверждается дважды в год актами комиссионного осмотра путей с участием представителей РЖД.
– Что является наиболее трудным и неудобным при взаимодействии с железнодорожным оператором и РЖД?
– Самое трудное – это сроки доставки, особенно в высокий сезон, а также претензионная работа с РЖД, которая ведется в основном по нарушению сроков доставки.
– Насколько выгодно для производителя иметь собственный железнодорожный парк или создавать кэптивного оператора?
– Создание кэптивного оператора – это во многом вопрос размера бизнеса и стратегии развития компании. Мы в «ЛафаржХолсим» такой задачи пока не ставим, так как существующая модель прямого управления собственным парком доказала свою эффективность.
Беседовал Лев Шапиро