• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 67.57 0 EUR ЦБ РФ 73.11 0
    BTC 20898.6 usd BTC 1416089.14 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2021 10:36:57
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

РЖД являются заложником управленческих решений энергетиков в вопросе электрификации третьего этапа Восточного полигона

Министерство энергетики РФ выступает против электрификации третьего этапа модернизации Восточного полигона. При этом в долгосрочной перспективе РЖД ориентируются на углеродную нейтральность. Не противоречат ли эти планы друг другу с учетом целей по снижению выброса СО2? И не затянет ли корректировка второго этапа БАМа и Транссиба запланированные сроки модернизации? Эти вопросы мы задали заместителю директора центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрию Агафонову.
РЖД являются заложником управленческих решений энергетиков в вопросе электрификации третьего этапа Восточного полигона
– Дмитрий, по Вашему мнению, насколько корректировка схемы мероприятий в рамках уже реализующегося сегодня второго этапа (2021–2024 гг.) может осложнить или затянуть реализацию проекта?

– Энергоснабжение новых транспортных мощностей Восточного полигона на сегодняшний момент является актуальным вопросом. Перемещение грузов по железнодорожной инфраструктуре за счет применения подвижного состава на электрической тяге является более экономичным и экологичным способом в сравнении с тепловозной тягой. Рост пропускной и провозной способности Восточного полигона основывается на электрификации железнодорожной инфраструктуры. На втором и третьем этапах расширения Восточного полигона планируется ввод новых генерирующих мощностей на тепловых электростанциях Дальнего Востока (Приморская ГРЭС, Нерюнгринская ГРЭС, ТЭС «Пеледуй»). В задачи электросетевого комплекса входит строительство к 2030 году порядка 4,5 тыс. км новых сетей.

В данном случае обсуждаемые корректировки касаются предприятий электроэнергетической отрасли. Минэнерго России планирует пересмотр работ по вводу дополнительной генерации в Приморском и Хабаровском краях в рамках второго этапа строительства. В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона для электроэнергетики источники и объемы финансирования остаются открытым вопросом, в том числе за счет средств ФНБ (в отличие от предприятий железнодорожного транспорта).

И в данном случае ОАО «РЖД» является заложником управленческих решений энергетиков. Любая корректировка инвестиционного проекта, особенно федерального значения, является трудоемким процессом, требующим согласования планируемых изменений в различных профильных ведомствах (Минэнерго России, Минтранс России, ФАС России). Отсюда существуют риски очередного пересмотра и переноса сроков окончательного ввода новой железнодорожной инфраструктуры на полигоне Сибири и Дальнего Востока, что, конечно, является негативным моментом для перспектив наращивания экспорта в странах Азиатского региона. Насколько затянется? Вопрос дискуссионный. Пока официальных сроков окончания работ до 2030 года на правительственном уровне никто не пересматривал.

– Согласно планам РЖД, третий этап расширения БАМа и Транссиба сейчас не предусматривает электрификации. Не видите ли Вы здесь противоречия, учитывая цели по снижению углеродного следа?

– В настоящее время противоречия существуют между Минэнерго России и ОАО «РЖД», особенно по вопросам определения объемов ввода дополнительных источников энергии и объектов электросетевого комплекса на Дальнем Востоке. По мнению Минэнерго России, со стороны РЖД спрос на электрическую мощность завышен, а параметры тепловых электростанций не до конца проработаны (топливная составляющая, инфраструктура, сети для выдачи мощности).

Согласование таких критериев на данном уровне является критически важным для всех участников модернизации Восточного полигона. И в данном случае при согласовании конкретных цифр планы ОАО «РЖД» по электрификации в рамках третьего этапа, возможно, будут пересмотрены.

– Может ли, на Ваш взгляд, отсутствие электрификации в рамках третьего этапа привести к ухудшению углеродного следа российской энергетики в целом?

– Электрификация железнодорожной инфраструктуры на базе использования современного оборудования и технологий по умолчанию предполагает сокращение выбросов СО2. Представители крупного и среднего бизнеса европейских стран, которые потенциально могут стать клиентами ОАО «РЖД», уделяют особое внимание экологической повестке и принципам устойчивого развития (концепция ESG).

Уже сегодня ведущие мировые инвестиционные фонды пересматривают собственные планы по инвестированию в инвестиционные проекты, которые не соответствуют стандартам и принципам зеленой экономики. Ярким примером является отказ инвестиционного фонда PIMCO от вложений в выпущенные ОАО «РЖД» облигации на 25 млрд руб. В конце прошлого года транспортный холдинг разместил данный вид ценных бумаг за рубежом, но PIMCO известил РЖД о невозможности выкупить бонды, где причиной отказа являлась структура грузооборота (50% грузооборота – это «карбоновый» груз, в том числе около 45% – продукция угольной промышленности).

Безусловно, структура грузооборота и структура энергопотребления инфраструктуры железнодорожного транспорта являются различными показателями для оценки негативных последствий для экологии. Но, тем не менее, строительство угольной генерации для хозяйственных нужд Восточного полигона в обозримом будущем несет в себе риски для грузоотправителей через призму подсчета углеродного следа их продукции.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions