– Нет, не думаю. Труд заключенных используется сплошь и рядом. Просто в гораздо меньших масштабах. Ходорковский рассказывал, как и он тоже что-то шил, находясь в колонии. Просто это остается невидимым и об этом никто не говорит. А, конечно, строительство БАМа и Транссиба – это будут все видеть и всем известно.
– Но у БАМа и Транссиба был романтический флер – молодежная стройка, комсомольский задор…
– БАМ строили не только исходя из романтических соображений. Люди ехали на эту стройку за длинным рублем. В 70-е гг. здесь, на железной дороге, можно было заработать немалые деньги, потому что тогда этот проект щедро субсидировался государством. Как я понимаю, тогда государство решало первоочередные стратегические задачи – была необходимость построить дублер Транссиба, который был под угрозой потери во времена конфликта с Китаем.
Уверен, в 70-е гг. БАМ лишился романтического флера. Мой отец работал в строительстве, и когда строили Северо-Муйский тоннель, он выезжал с инспекцией. Приезжающие на БАМ решали вполне прагматические интересы – зарабатывали деньги. Работающим там выплачивали в том числе северные надбавки, и люди могли за один сезон заработать на кооперативную квартиру, на машину. Сейчас, как я понимаю, у государства нет денег платить людям повышенные зарплаты, и поэтому предпринята попытка компенсировать стратегические задачи дешевой рабочей силой.
Но у России есть опыт использования дешевой рабочей силы – опыт ГУЛАГа в СССР показывает, у такого простого решения есть большие издержки: у заключенных по большому счету нет стимула работать качественно. Даже Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» писал, что Беломорканал построили непригодным для судоходства. Понятно, что всем надо было отчитаться о работе, а о качестве никто и не думал. Я думаю, что принудительному труду эти дефекты присущи по определению.
– Как Вы думаете, с помощью заключенных БАМ и Транссиб будет достроен в срок?
– Я не знаю. Судить не берусь. Я еще в школе учился – и тогда уже строили БАМ. Похоже, я уйду на пенсию, а БАМ так и будут строить и обсуждать его достройку. Но я уверен в одном: проблемы некачественного труда встанут перед РЖД. Никаких средств заставить людей работать хорошо не существует.
– Условно-досрочное освобождение не мотивирует?
– Оно мотивирует выйти на работу, но работать качественно – нет, не мотивирует. Да и, если посчитать, заключенные – это не дешевая рабочая сила. Во-первых, их надо привести на стройку, во-вторых, обеспечить им охрану. Может оказаться, использование труда заключенных обойдется даже дороже. Я бы сказал, что это дешевая рабочая сила только для РЖД. Компания стремится переложить эти издержки на ФСИН, и если у нее это получится, то в конечном итоге за повышенные расходы при использовании труда заключенных заплатят налогоплательщики.
Беседовала Алена Алешина