+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2021 11:14:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Раньше на БАМ ехали за длинным рублем, теперь будут ехать за условно-досрочным освобождением

Владимир Гельман, российский политолог, к. плт. н., профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге признался РЖД-Партнеру, что строить БАМ начали, когда он был школьником. И его отец тоже был на БАМе.
Раньше на БАМ ехали за длинным рублем, теперь будут ехать за условно-досрочным освобождением
– Владимир Яковлевич, на днях стало известно, что в Хабаровском крае до 3 тыс. осужденных могут претендовать на замену тюрьмы принудительными работами. Соответствующее соглашение уже подписали Управление ФСИН и строительная компания. Может ли это решение испортить реноме большой железнодорожной стройки?
 – Нет, не думаю. Труд заключенных используется сплошь и рядом. Просто в гораздо меньших масштабах. Ходорковский рассказывал, как и он тоже что-то шил, находясь в колонии. Просто это остается невидимым и об этом никто не говорит. А, конечно, строительство БАМа и Транссиба – это будут все видеть и всем известно.

– Но у БАМа и Транссиба был романтический флер – молодежная стройка, комсомольский задор…
 – БАМ строили не только исходя из романтических соображений. Люди ехали на эту стройку за длинным рублем. В 70-е гг. здесь, на железной дороге, можно было заработать немалые деньги, потому что тогда этот проект щедро субсидировался государством. Как я понимаю, тогда государство решало первоочередные стратегические задачи – была необходимость построить дублер Транссиба, который был под угрозой потери во времена конфликта с Китаем.

Уверен, в 70-е гг. БАМ лишился романтического флера. Мой отец работал в строительстве, и когда строили Северо-Муйский тоннель, он выезжал с инспекцией. Приезжающие на БАМ решали вполне прагматические интересы – зарабатывали деньги. Работающим там выплачивали в том числе северные надбавки, и люди могли за один сезон заработать на кооперативную квартиру, на машину. Сейчас, как я понимаю, у государства нет денег платить людям повышенные зарплаты, и поэтому предпринята попытка компенсировать стратегические задачи дешевой рабочей силой.

Но у России есть опыт использования дешевой рабочей силы – опыт ГУЛАГа в СССР показывает, у такого простого решения есть большие издержки: у заключенных по большому счету нет стимула работать качественно. Даже Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» писал, что Беломорканал построили непригодным для судоходства. Понятно, что всем надо было отчитаться о работе, а о качестве никто и не думал. Я думаю, что принудительному труду эти дефекты присущи по определению.

 – Как Вы думаете, с помощью заключенных БАМ и Транссиб будет достроен в срок?
 – Я не знаю. Судить не берусь. Я еще в школе учился – и тогда уже строили БАМ. Похоже, я уйду на пенсию, а БАМ так и будут строить и обсуждать его достройку. Но я уверен в одном: проблемы некачественного труда встанут перед РЖД. Никаких средств заставить людей работать хорошо не существует.

– Условно-досрочное освобождение не мотивирует?
 – Оно мотивирует выйти на работу, но работать качественно – нет, не мотивирует. Да и, если посчитать, заключенные – это не дешевая рабочая сила. Во-первых, их надо привести на стройку, во-вторых, обеспечить им охрану. Может оказаться, использование труда заключенных обойдется даже дороже. Я бы сказал, что это дешевая рабочая сила только для РЖД. Компания стремится переложить эти издержки на ФСИН, и если у нее это получится, то в конечном итоге за повышенные расходы при использовании труда заключенных заплатят налогоплательщики.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions