+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2021 11:14:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Раньше на БАМ ехали за длинным рублем, теперь будут ехать за условно-досрочным освобождением

Владимир Гельман, российский политолог, к. плт. н., профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге признался РЖД-Партнеру, что строить БАМ начали, когда он был школьником. И его отец тоже был на БАМе.
Раньше на БАМ ехали за длинным рублем, теперь будут ехать за условно-досрочным освобождением
– Владимир Яковлевич, на днях стало известно, что в Хабаровском крае до 3 тыс. осужденных могут претендовать на замену тюрьмы принудительными работами. Соответствующее соглашение уже подписали Управление ФСИН и строительная компания. Может ли это решение испортить реноме большой железнодорожной стройки?
 – Нет, не думаю. Труд заключенных используется сплошь и рядом. Просто в гораздо меньших масштабах. Ходорковский рассказывал, как и он тоже что-то шил, находясь в колонии. Просто это остается невидимым и об этом никто не говорит. А, конечно, строительство БАМа и Транссиба – это будут все видеть и всем известно.

– Но у БАМа и Транссиба был романтический флер – молодежная стройка, комсомольский задор…
 – БАМ строили не только исходя из романтических соображений. Люди ехали на эту стройку за длинным рублем. В 70-е гг. здесь, на железной дороге, можно было заработать немалые деньги, потому что тогда этот проект щедро субсидировался государством. Как я понимаю, тогда государство решало первоочередные стратегические задачи – была необходимость построить дублер Транссиба, который был под угрозой потери во времена конфликта с Китаем.

Уверен, в 70-е гг. БАМ лишился романтического флера. Мой отец работал в строительстве, и когда строили Северо-Муйский тоннель, он выезжал с инспекцией. Приезжающие на БАМ решали вполне прагматические интересы – зарабатывали деньги. Работающим там выплачивали в том числе северные надбавки, и люди могли за один сезон заработать на кооперативную квартиру, на машину. Сейчас, как я понимаю, у государства нет денег платить людям повышенные зарплаты, и поэтому предпринята попытка компенсировать стратегические задачи дешевой рабочей силой.

Но у России есть опыт использования дешевой рабочей силы – опыт ГУЛАГа в СССР показывает, у такого простого решения есть большие издержки: у заключенных по большому счету нет стимула работать качественно. Даже Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» писал, что Беломорканал построили непригодным для судоходства. Понятно, что всем надо было отчитаться о работе, а о качестве никто и не думал. Я думаю, что принудительному труду эти дефекты присущи по определению.

 – Как Вы думаете, с помощью заключенных БАМ и Транссиб будет достроен в срок?
 – Я не знаю. Судить не берусь. Я еще в школе учился – и тогда уже строили БАМ. Похоже, я уйду на пенсию, а БАМ так и будут строить и обсуждать его достройку. Но я уверен в одном: проблемы некачественного труда встанут перед РЖД. Никаких средств заставить людей работать хорошо не существует.

– Условно-досрочное освобождение не мотивирует?
 – Оно мотивирует выйти на работу, но работать качественно – нет, не мотивирует. Да и, если посчитать, заключенные – это не дешевая рабочая сила. Во-первых, их надо привести на стройку, во-вторых, обеспечить им охрану. Может оказаться, использование труда заключенных обойдется даже дороже. Я бы сказал, что это дешевая рабочая сила только для РЖД. Компания стремится переложить эти издержки на ФСИН, и если у нее это получится, то в конечном итоге за повышенные расходы при использовании труда заключенных заплатят налогоплательщики.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions