– Павел Анатольевич, как Вы оцениваете такие результаты? Свидетельствует ли отчетность о наличии каких-либо проблем внутри компании?
– Данные показатели свидетельствуют о том, что в условиях снижения количественных показателей тарифная политика позволила обеспечить снижение доходов более медленными темпами. Обеспечить нулевой рост расходов в условиях 2020 года было невозможно. Рост цен на потребляемую Российскими железными дорогами продукцию в 2020-м доходил до 25–30% по отдельным номенклатурам, также РЖД индексировали заработную плату в соответствии с коллективным договором.
Поэтому вышеуказанные показатели положительно характеризуют итоги 2020 года для монополии. При этом необходимо обратить особое внимание на содержание инфраструктуры. События IV квартала 2020-го и I квартала 2021 года свидетельствуют о наличии серьезных проблем в инфраструктурном комплексе.
– На Ваш взгляд, насколько финансовые показатели оказались зависимы в условиях 2020 года от погрузки на сети?
– Доходы РЖД в большей степени зависят от грузооборота. Тариф взыскивается с учетом погруженных тонн и расстояния перевозки. Отставание динамики снижения доходов от динамики снижения грузооборота свидетельствует о завышенной индексации тарифов, что позволило в условиях снижения погрузки получить дополнительный доход.
– Исходя из отчетности ОАО «РЖД» есть резерв наращивания долговой нагрузки для финансирования инвестиционной программы на 2021–2023 гг. Насколько, на Ваш взгляд, необходимо дополнительное государственное финансирование для сохранения капитальных затрат?
– Без наращивания долговой нагрузки реализация инвестиционной программы в полном объеме невозможна. В то же время общий объем долгового портфеля приближается к критическим отметкам. Основная задача РЖД – это обеспечить доставку грузов из пункта А в пункт Б. А вот развитие инфраструктуры – задача государственная.
Поэтому разделение функциональной деятельности по содержанию инфраструктуры и ее развитию, выделению инвестиционной составляющей в тарифе позволит выйти из создавшейся ситуации с минимальными рисками.
– Ключевой задачей 2021 года ОАО «РЖД» называет безусловное выполнение всех инвестиционных планов. Что в первую очередь необходимо для достижения эффективности работы в этом году и на ближайшую перспективу?
– Самое главное, что необходимо сделать, – это ликвидировать полностью все километры пути, просроченные всеми видами ремонта. Получается парадоксальная ситуация: строим новую инфраструктуру, а существующую гробим. Это основа безопасности движения поездов на сети. Это важнейший приоритет.
– В планах РЖД на 2021 год – увеличение доходов от перевозок на 7,5% к 2020 году и расходов – на 5,9%. Погрузка должна вырасти на 1,6% и грузооборот – на 2,5%. Насколько эти показатели достижимы, по Вашему мнению? От каких объективных и субъективных факторов это будет зависеть? Будут ли данные 2021-го сопоставимы с прогнозами ДПР?
– По нашей оценке, это оптимистические ожидания. РЖД не получили тот объем индексации, на который рассчитывали, а с учетом задач по вывозу каменного угля из Кузбасса показатели по росту доходов, скорее всего, будут на уровне 2020 года. ДПР необходимо было начать пересматривать еще в 2020-м. Для этого есть все основания.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.