• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.78 -0.07 EUR ЦБ РФ 83.33 0.33
    BTC 59667.11 usd BTC 4260828.33 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2021 16:48:55
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

На фоне увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба наиболее высока потребность в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс

На сегодняшний день парк эксплуатируемых грузовых вагонов России насчитывает свыше 1,2 млн ед. подвижного состава. При этом доля вагонов нового поколения с улучшенными техническими характеристиками составляет 16% (≈190 тыс. вагонов). Готовы ли сегодня производители подвижного состава удовлетворить потребности клиентов в вагонах нового поколения? И что делается в этом направлении? Об этом мы поговорили с исполнительным директором союза «Объединение вагоностроителей» Евгением Семеновым.
На фоне увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба наиболее высока потребность в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс
– Евгений Юрьевич, насколько сегодня остра необходимость рынка в вагонах нового поколения?

 – Из существующих в настоящее время моделей вагонов с улучшенными характеристиками за последние 5 лет наиболее востребованными рынком были полувагоны. Во многом это объясняется тем, что применение таких полувагонов позволило увеличить пропускную способность Восточного полигона в существующих условиях без значительных финансовых затрат на модернизацию инфраструктуры.

На наш взгляд, именно сейчас потребность рынка в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс наиболее высока. Это можно объяснить действующими государственными задачами и указами по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба, а также действующими программами развития отдельных отраслей экономики.

Отечественные вагоностроители спроектировали и поставили на производство вагоны сочлененного типа и вагоны следующего поколения с осевой нагрузкой 27 тс. Был проведен комплекс всесторонних испытаний. Однако с учетом неготовности инфраструктуры проект по внедрению осевых нагрузок 27 тс был заморожен и в настоящее время находится в стадии ожидания.

Помимо вагонов, предназначенных для организации тяжеловесного движения, рынку, несомненно, нужны и вагоны, оснащенные тележками с осевой нагрузкой 23,5 тс и менее. При этом хочу подчеркнуть, что и такие вагоны должны обладать улучшенными техническими характеристиками (например, повышенной скоростью, увеличенными межремонтными пробегами и др.). В противном случае вся работа, направленная на повышение эффективности железнодорожного транспорта, будет нецелесообразной, поскольку дальнейшее производство и применение вагонов низкоэффективных конструкций будет мощным заслоном на пути движения вперед.

– Какие модели вагонов выглядят в настоящее наиболее перспективными в текущих экономических условиях?

– С учетом профицита парка грузовых вагонов и поставленных задач на правительственном уровне в части создания современной транспортной инфраструктуры и увеличения пропускной способности железных дорог уже сегодня необходимо начинать работу по введению поэтапных ограничений допуска на сеть новых вагонов низкоэффективных конструкций с устаревшими техническими характеристиками.

Вагоностроительные предприятия, входящие в состав союза «Объединение вагоностроителей» и занимающие более 90% от общей доли выпуска, к настоящему времени имеют в своих портфелях модельный ряд тележек с осевыми нагрузками 25 и 27 тс, а также тележки с улучшенными характеристиками и осевой нагрузкой 23,5 тс.

На наш взгляд, наиболее перспективными в ближайшее время будут те модели вагонов, которые позволят в текущих инфраструктурных условиях добиться увеличения объемов перевозимого груза. К таким моделям с уверенностью можно отнести вагоны с осевой нагрузкой 25 тс и вагоны сочлененной конструкции. Также, учитывая тренд на контейнеризацию грузовой базы, к перспективным вагонам, интерес к которым сохранится в ближайшее время, можно отнести и фитинговые платформы.

При этом хочу отметить, что для качественного улучшения железнодорожного сообщения необходимо одновременное развитие всех направлений перевозочного процесса. В настоящее время разрабатывается и закупается современный тяговый подвижной состав, реализуется план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Только при реализации всех компонентов нам удастся выстроить современную транспортную сеть, используя на максимум транзитный потенциал РФ, и обеспечить высокоэффективный коридор Европа – Азия.

 – Удовлетворяют ли сегодня производители подвижного состава нынешние потребности клиентов в новых моделях вагонов? Отвечают ли эти вагоны потребностям потребителей?

 – Как я уже отметил, на сети эксплуатируются почти 190 тыс. вагонов нового поколения на тележках 25 тс. За первое десятилетие они однозначно подтвердили свои преимущества и с 2018 года, с момента отмены субсидий на приобретение и производство, на данные вагоны имеется и сохраняется стабильный спрос. Наиболее ярким подтверждением такого факта служит стабильный рост доли выпуска этих вагонов.

Так, например, по итогам прошлого года доля вагонов с улучшенными характеристиками составила около 40% от общего выпуска подвижного состава (в 2019 г. – 34%), а за 7 месяцев 2021 года эта цифра уже достигла 43%. Отвечают ли эти вагоны потребностям потребителей? Несомненно, отвечают. Поскольку мы живем по правилам рынка, в противном случае такие вагоны просто не покупали бы. При этом нельзя не сказать об определенных трудностях, связанных с вагонами с улучшенными характеристиками. В первую очередь это сервисное обслуживание выпущенной продукции.

 – Насколько, по Вашему мнению, эффективен для рынка предлагаемый метод запрета эксплуатации и выпуска стандартных вагонов?

 – Про запрет эксплуатации уже существующего парка вагонов мы не говорим и никогда не говорили: все вагоны должны эксплуатироваться с соблюдением правил и норм до окончания назначенного срока службы.

Под ограничение должны попасть только вновь выпускаемые вагоны. Основная задача данного регуляторного решения – переход на выпуск современной техники, отвечающей новым вызовам для экономики страны и позволяющей уменьшить стоимость перевозимого груза, что, в свою очередь, приведет к переключению дополнительной грузовой базы на железнодорожный транспорт.

Имеющееся сегодня новинки и некоторые модели вагонов, уже находящихся в эксплуатации, позволяют увеличить количество перевозимого груза и скорость доставки, а с учетом использования при проектировании абсолютно новых подходов и современных материалов позволяют получить мультипликативный эффект для всей экономики страны в целом.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions