+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2021 16:48:55
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

На фоне увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба наиболее высока потребность в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс

На сегодняшний день парк эксплуатируемых грузовых вагонов России насчитывает свыше 1,2 млн ед. подвижного состава. При этом доля вагонов нового поколения с улучшенными техническими характеристиками составляет 16% (≈190 тыс. вагонов). Готовы ли сегодня производители подвижного состава удовлетворить потребности клиентов в вагонах нового поколения? И что делается в этом направлении? Об этом мы поговорили с исполнительным директором союза «Объединение вагоностроителей» Евгением Семеновым.
На фоне увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба наиболее высока потребность в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс
– Евгений Юрьевич, насколько сегодня остра необходимость рынка в вагонах нового поколения?

 – Из существующих в настоящее время моделей вагонов с улучшенными характеристиками за последние 5 лет наиболее востребованными рынком были полувагоны. Во многом это объясняется тем, что применение таких полувагонов позволило увеличить пропускную способность Восточного полигона в существующих условиях без значительных финансовых затрат на модернизацию инфраструктуры.

На наш взгляд, именно сейчас потребность рынка в подвижном составе с осевой нагрузкой 25 тс наиболее высока. Это можно объяснить действующими государственными задачами и указами по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба, а также действующими программами развития отдельных отраслей экономики.

Отечественные вагоностроители спроектировали и поставили на производство вагоны сочлененного типа и вагоны следующего поколения с осевой нагрузкой 27 тс. Был проведен комплекс всесторонних испытаний. Однако с учетом неготовности инфраструктуры проект по внедрению осевых нагрузок 27 тс был заморожен и в настоящее время находится в стадии ожидания.

Помимо вагонов, предназначенных для организации тяжеловесного движения, рынку, несомненно, нужны и вагоны, оснащенные тележками с осевой нагрузкой 23,5 тс и менее. При этом хочу подчеркнуть, что и такие вагоны должны обладать улучшенными техническими характеристиками (например, повышенной скоростью, увеличенными межремонтными пробегами и др.). В противном случае вся работа, направленная на повышение эффективности железнодорожного транспорта, будет нецелесообразной, поскольку дальнейшее производство и применение вагонов низкоэффективных конструкций будет мощным заслоном на пути движения вперед.

– Какие модели вагонов выглядят в настоящее наиболее перспективными в текущих экономических условиях?

– С учетом профицита парка грузовых вагонов и поставленных задач на правительственном уровне в части создания современной транспортной инфраструктуры и увеличения пропускной способности железных дорог уже сегодня необходимо начинать работу по введению поэтапных ограничений допуска на сеть новых вагонов низкоэффективных конструкций с устаревшими техническими характеристиками.

Вагоностроительные предприятия, входящие в состав союза «Объединение вагоностроителей» и занимающие более 90% от общей доли выпуска, к настоящему времени имеют в своих портфелях модельный ряд тележек с осевыми нагрузками 25 и 27 тс, а также тележки с улучшенными характеристиками и осевой нагрузкой 23,5 тс.

На наш взгляд, наиболее перспективными в ближайшее время будут те модели вагонов, которые позволят в текущих инфраструктурных условиях добиться увеличения объемов перевозимого груза. К таким моделям с уверенностью можно отнести вагоны с осевой нагрузкой 25 тс и вагоны сочлененной конструкции. Также, учитывая тренд на контейнеризацию грузовой базы, к перспективным вагонам, интерес к которым сохранится в ближайшее время, можно отнести и фитинговые платформы.

При этом хочу отметить, что для качественного улучшения железнодорожного сообщения необходимо одновременное развитие всех направлений перевозочного процесса. В настоящее время разрабатывается и закупается современный тяговый подвижной состав, реализуется план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Только при реализации всех компонентов нам удастся выстроить современную транспортную сеть, используя на максимум транзитный потенциал РФ, и обеспечить высокоэффективный коридор Европа – Азия.

 – Удовлетворяют ли сегодня производители подвижного состава нынешние потребности клиентов в новых моделях вагонов? Отвечают ли эти вагоны потребностям потребителей?

 – Как я уже отметил, на сети эксплуатируются почти 190 тыс. вагонов нового поколения на тележках 25 тс. За первое десятилетие они однозначно подтвердили свои преимущества и с 2018 года, с момента отмены субсидий на приобретение и производство, на данные вагоны имеется и сохраняется стабильный спрос. Наиболее ярким подтверждением такого факта служит стабильный рост доли выпуска этих вагонов.

Так, например, по итогам прошлого года доля вагонов с улучшенными характеристиками составила около 40% от общего выпуска подвижного состава (в 2019 г. – 34%), а за 7 месяцев 2021 года эта цифра уже достигла 43%. Отвечают ли эти вагоны потребностям потребителей? Несомненно, отвечают. Поскольку мы живем по правилам рынка, в противном случае такие вагоны просто не покупали бы. При этом нельзя не сказать об определенных трудностях, связанных с вагонами с улучшенными характеристиками. В первую очередь это сервисное обслуживание выпущенной продукции.

 – Насколько, по Вашему мнению, эффективен для рынка предлагаемый метод запрета эксплуатации и выпуска стандартных вагонов?

 – Про запрет эксплуатации уже существующего парка вагонов мы не говорим и никогда не говорили: все вагоны должны эксплуатироваться с соблюдением правил и норм до окончания назначенного срока службы.

Под ограничение должны попасть только вновь выпускаемые вагоны. Основная задача данного регуляторного решения – переход на выпуск современной техники, отвечающей новым вызовам для экономики страны и позволяющей уменьшить стоимость перевозимого груза, что, в свою очередь, приведет к переключению дополнительной грузовой базы на железнодорожный транспорт.

Имеющееся сегодня новинки и некоторые модели вагонов, уже находящихся в эксплуатации, позволяют увеличить количество перевозимого груза и скорость доставки, а с учетом использования при проектировании абсолютно новых подходов и современных материалов позволяют получить мультипликативный эффект для всей экономики страны в целом.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions