+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.06.2022 15:05:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Загрузка вагоностроительных предприятий в немалой степени зависит от темпов списания парка

Ускоренное выбытие вагонов из эксплуатации вследствие дополнительного госрегулирования и связанный с этим взрывной спрос на подвижной состав могут обернуться негативными последствиями для всех участников рынка. Данная проблематика затронута на транспортном форуме «Подвижной состав: производство и ремонт в новой реальности».
С топа в пике
Как сообщил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук, по предварительным данным «Промышленных грузов» (статистика за апрель должна быть опубликована Росстатом 1 июня), за 4 месяца реализация вагонов к прошлогоднему уровню снизилась на 6,2%, до 19,9 тыс. При этом больше всего строящегося парка по-прежнему приходилось на универсальные полувагоны. Их доля к январю – апрелю 2021 года выросла на 8,9%.

Далее следуют фитинговые платформы. Хотя за 4 месяца их поставлено 5,7 тыс. ед., что на 2,6% меньше прошлогоднего результата, в структуре реализуемого подвижного состава доля этого парка увеличилась с 27,5 до 28,6%.

Впрочем, в апреле реализация фитинговых платформ резко сократилась к аналогичному периоду 2021 года – на 50,5%, или до 0,9 тыс. вагонов. Во многом это связано с серьезным профицитом парка вследствие постепенного вымывания с российского рынка контейнеров собственности иностранных компаний.

«До конца февраля фитинговые платформы были в топе, поскольку ощущался их дефицит, и по долгосрочному прогнозу достаточно большое количество нужно было построить. Если бы контейнерного оборудования хватало и ситуация нормализовалась, кривая бы была выше в марте и апреле показателей 2021 года», – говорит В. Савчук.

В целом, уточнил эксперт, в 2022 году в России может быть построено не менее 45–50 тыс. вагонов различного типа со снижением к предыдущему году на 20–30%. Данная оценка ИПЕМ выше оценки производителей подвижного состава (40–41 тыс. вагонов).

Взрывной спрос как фактор риска
В настоящее время загрузка существующих мощностей вагоностроительных заводов составляет примерно 50%, тогда как последние 5 лет она была гораздо выше. К примеру, в 2019 году наблюдался наибольший объем производства – было построено 79,6 тыс. вагонов. Мощности вагоностроителей тогда были загружены на 92%.

В дальнейшем этот показатель также будет меняться, в том числе в связи с дальнейшим выбытием грузовых вагонов из эксплуатации. В 2021 году обсуждался вопрос о сокращении с подачи регулятора срока службы подвижного состава. В этой связи ИПЕМ провел расчеты эффектов по 9 сценариям, два из которых были представлены вниманию участников транспортного форума.

Согласно первому, в стране продолжится тренд на умеренное списания парка по достижению назначенного срока службы (НСС) с учетом разрешенного продления моделей вагонов, то есть без дополнительного госрегулирования этого вопроса. Второй предусматривает ограничение эксплуатации, в частности, до следующего капитального ремонта.

Если директивным путем будет изменен НСС как для вновь выпускаемых грузовых вагонов, так и для эксплуатируемого парка, то в отдельные годы возникнет необходимость произвести огромное количество вагонов – в пиковое время до 200 тыс. ежегодно, отмечает В. Савчук. По сути, в стране нужно будет построить несколько крупных заводов, чтобы удовлетворить такую потребность.

«При этом диспропорция между максимальным и минимальным периодом спроса составит 130–150 тыс. вагонов, тогда как сейчас это примерно 40–50 тыс. Таким образом, если государство обсуждает варианты регулирования сроков эксплуатации технических средств в таких технологически сложных системах, то необходимо на долгосрочный период просчитать последствия, рассчитать различные варианты, позволяющие оптимизировать положительные и отрицательные эффекты», – предупреждает В. Савчук.

В противном случае искусственное ускорение темпов списания подвижного состава может обернуться ростом цен на вагоны, увеличением транспортных затрат, дефицитом эксплуатируемого парка и невывозом грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions