• Ставка на полувагон
    1700
    -23 %
    руб./сут.
    июнь 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 60.38 0.06 EUR ЦБ РФ 61.55 0.39
    BTC 23162.24 usd BTC 1395061.72 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.06.2022 15:05:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Загрузка вагоностроительных предприятий в немалой степени зависит от темпов списания парка

Ускоренное выбытие вагонов из эксплуатации вследствие дополнительного госрегулирования и связанный с этим взрывной спрос на подвижной состав могут обернуться негативными последствиями для всех участников рынка. Данная проблематика затронута на транспортном форуме «Подвижной состав: производство и ремонт в новой реальности».
Загрузка вагоностроительных предприятий в немалой степени зависит от темпов списания парка
С топа в пике
Как сообщил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук, по предварительным данным «Промышленных грузов» (статистика за апрель должна быть опубликована Росстатом 1 июня), за 4 месяца реализация вагонов к прошлогоднему уровню снизилась на 6,2%, до 19,9 тыс. При этом больше всего строящегося парка по-прежнему приходилось на универсальные полувагоны. Их доля к январю – апрелю 2021 года выросла на 8,9%.

Далее следуют фитинговые платформы. Хотя за 4 месяца их поставлено 5,7 тыс. ед., что на 2,6% меньше прошлогоднего результата, в структуре реализуемого подвижного состава доля этого парка увеличилась с 27,5 до 28,6%.

Впрочем, в апреле реализация фитинговых платформ резко сократилась к аналогичному периоду 2021 года – на 50,5%, или до 0,9 тыс. вагонов. Во многом это связано с серьезным профицитом парка вследствие постепенного вымывания с российского рынка контейнеров собственности иностранных компаний.

«До конца февраля фитинговые платформы были в топе, поскольку ощущался их дефицит, и по долгосрочному прогнозу достаточно большое количество нужно было построить. Если бы контейнерного оборудования хватало и ситуация нормализовалась, кривая бы была выше в марте и апреле показателей 2021 года», – говорит В. Савчук.

В целом, уточнил эксперт, в 2022 году в России может быть построено не менее 45–50 тыс. вагонов различного типа со снижением к предыдущему году на 20–30%. Данная оценка ИПЕМ выше оценки производителей подвижного состава (40–41 тыс. вагонов).

Взрывной спрос как фактор риска
В настоящее время загрузка существующих мощностей вагоностроительных заводов составляет примерно 50%, тогда как последние 5 лет она была гораздо выше. К примеру, в 2019 году наблюдался наибольший объем производства – было построено 79,6 тыс. вагонов. Мощности вагоностроителей тогда были загружены на 92%.

В дальнейшем этот показатель также будет меняться, в том числе в связи с дальнейшим выбытием грузовых вагонов из эксплуатации. В 2021 году обсуждался вопрос о сокращении с подачи регулятора срока службы подвижного состава. В этой связи ИПЕМ провел расчеты эффектов по 9 сценариям, два из которых были представлены вниманию участников транспортного форума.

Согласно первому, в стране продолжится тренд на умеренное списания парка по достижению назначенного срока службы (НСС) с учетом разрешенного продления моделей вагонов, то есть без дополнительного госрегулирования этого вопроса. Второй предусматривает ограничение эксплуатации, в частности, до следующего капитального ремонта.

Если директивным путем будет изменен НСС как для вновь выпускаемых грузовых вагонов, так и для эксплуатируемого парка, то в отдельные годы возникнет необходимость произвести огромное количество вагонов – в пиковое время до 200 тыс. ежегодно, отмечает В. Савчук. По сути, в стране нужно будет построить несколько крупных заводов, чтобы удовлетворить такую потребность.

«При этом диспропорция между максимальным и минимальным периодом спроса составит 130–150 тыс. вагонов, тогда как сейчас это примерно 40–50 тыс. Таким образом, если государство обсуждает варианты регулирования сроков эксплуатации технических средств в таких технологически сложных системах, то необходимо на долгосрочный период просчитать последствия, рассчитать различные варианты, позволяющие оптимизировать положительные и отрицательные эффекты», – предупреждает В. Савчук.

В противном случае искусственное ускорение темпов списания подвижного состава может обернуться ростом цен на вагоны, увеличением транспортных затрат, дефицитом эксплуатируемого парка и невывозом грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions