Тем временем в России прогресс до такого пока еще не дошел. Например, в «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» (СЗППК) корреспонденту РЖД-Партнера объяснили, что в настоящее время применение технологии Bluetooth не представляется возможным ввиду ограничений, связанных с принципом регулирования и формирования тарифа на перевозку. Речь идет об отсутствии фиксированной стоимости оплаты проезда, в том числе между станциями, оборудованными турникетами, где упомянутую технологию теоретически можно было бы применять.
Однако СЗППК, по заверениям ее генерального директора Виталия Григорьева, рассматривает внедрение такой системы (наравне с применением технологии NFC) в будущем. А именно: на отдельных железнодорожных станциях и маршрутах, где возможно будет установить фиксированный тариф и создать управляемые условия контроля оплаты проезда, т.е. оборудовать остановочные пункты специальными турникетами. «Реализация данных проектов планируется в среднесрочной перспективе – в 2018-2020 годах», – резюмировал В. Григорьев.
А вот специалисты пресс-службы «Федеральной пассажирской компании» (ФПК) дали понять, что в ближайших планах железнодорожного перевозчика применение технологии Bluetooth не значится.
Вперед шаг за шагом
Тем временем «Северо-западная пригородная пассажирская компания» уже приступила к реализации сразу нескольких мероприятий, которые помогут усовершенствовать систему продаж в части новых процессов оплаты проезда.
«На 23 станциях введена услуга оплаты банковской картой через 197 терминалов самообслуживания, а на 44 станциях – через 134 кассовых окна. В четвертом квартале 2016 года планируется ввод услуги «Мобильное приложение», позволяющей приобретать проездной документ с использованием мобильных устройств на базе iOS и Android», – пояснили в пресс-службе СЗППК.
На этом компания не останавливается и в ближайшие два года проведет еще ряд мероприятий, направленных на усовершенствование процессов оплаты проезда. В частности, планируется: расширение услуг по оплате банковской картой через терминалы самообслуживания; расширение географии услуг по оплате банковской картой через стационарные кассы (в перспективе это можно будет делать во всех таких кассах, имеющих соответствующую техническую возможность); внедрение услуги оплаты банковской картой на контрольно-кассовой технике в пути следования пригородных поездов.
Между тем в пресс-службе «Федеральной пассажирской компании» РЖД-Партнеру рассказали, что у пассажиров все большей популярностью пользуются электронные билеты. Оформить их можно как через Интернет, так и через транзакционные терминалы самообслуживания (ТТС).
«В настоящий момент доля электронных билетов составляет 39% от всего количества проездных документов, оформленных на поезда дальнего следования с начала 2016 года, – информирует пресс-служба ФПК. – В среднем ежедневно оформляется около 125 тыс. электронных билетов, а в пиковые периоды, например, летом, – 200 тыс.».
Активно развиваются и другие каналы продаж. В частности, запущено официальное мобильное приложение ОАО «РЖД» под названием «Билеты на поезд». Оно доступно для скачивания на смартфоны и планшеты на платформе Android. С момента запуска сервиса – с 28 февраля 2016 года – пассажиры приобрели через него уже около 322 тыс. проездных билетов.