В пригородном сообщении в январе текущего года было перевезено на 22,4% меньше пассажиров относительно уровня 2019-го, в феврале разрыв сократился до 14,4% (к февралю 2019 г.), в марте – до 6,4%, в апреле – до 4,9%. Если тенденция сохранится и не будут введены дополнительные меры, ограничивающие подвижность населения, то по итогам 2021 года снижение не должно превысить 5% от уровня 2019-го.
Выделение дополнительных 5,86 млрд руб. на субсидирование затрат по аренде, управлению, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава не покроет убытки, однако будет хорошим подспорьем в условиях текущей экономической ситуации к существующим мерам поддержки.
Среди них отдельно можно отметить предоставление льготной ставки НДС на оказание услуг по перевозке пассажиров (до 2030 г.) и субсидирование предоставления скидки с тарифа пригородным пассажирским компаниям на услугу использования инфраструктуры. Также в 2020 году железнодорожным компаниям, занимающимся пригородными перевозками, уже выделялось 3,24 млрд руб. на финансовое обеспечение затрат по лизинговым платежам за железнодорожный подвижной состав.
По оперативным данным ОАО «РЖД», восстановление перевозок пассажиров в дальнем следовании идет медленно: в январе текущего года было перевезено на 31,4% пассажиров меньше относительно уровня 2019-го, в феврале разрыв сократился до 21,2% (к февралю 2019 г.), в марте – до 20,7%, в апреле – до 17,3%. Ожидать полного восстановления перевозок пассажиров по итогам 2021 года на текущий момент не следует. По оценкам ИПЕМ, относительно уровня 2019 года снижение не должно превысить 15%.
Выделяемые из резервного фонда правительства РФ 5,5 млрд руб. для АО «ФПК» смогут покрыть лишь незначительную часть потерь в доходах компании.
Стоит отметить, что эта мера поддержки действует уже не первый год, средства направляются на компенсацию убытка, возникающего в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Из существующих мер поддержки перевозчиков также можно отметить предоставление льготной ставки 0% НДС на оказание услуг по перевозке пассажиров.
С учетом того, что на текущий момент ведутся работы по обновлению парка вагонов, важно отметить, что продолжают действовать некоторые меры и по поддержке производителей новых вагонов. В рамках указанных мер компенсируется часть затрат на производство подвижного состава.