Ранее президент России Владимир Путин отметил необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов, которые создадут пространство для долгосрочного развития российской экономики. Среди них он выделил СШХ, который сократит время доставки грузов в районы Западной Сибири и придаст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути.
Транссиб XXI века
Эксперты отмечают – одним из значимых преимуществ СШХ является прямой выход России к Ледовитому океану. "Северный широтный ход и Северный морской путь прекрасно дополняют друг друга. Реализация проекта строительства новой железной дороги может вытащить с континентальной часть России те грузы, которые тяготеют к северным направлениям, и направить эту грузовую базу в другие арктические порты", – сказал ТАСС замминистра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.
По оценке группы "ВИС" – компании, которая занимается продлением СШХ до порта Сабетта – реализация проекта откроет доступ к арктическим шельфам, сделает возможным их освоение и обеспечит кратчайший круглогодичный транзит полезных ископаемых на рынки Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
"Линия Бованенково – Сабетта соединит СШХ с портом Сабетта, что станет мощным импульсом для развития порта, роста его грузооборота. Кроме этого, проект имеет геополитический аспект – развитие порта Сабетта открывает России новый путь в мировой океан, в страны Западной Европы. Это принципиально новая логистическая схема, которая позволяет не пользоваться инфраструктурой Босфора, а следовательно, не зависеть от меняющейся политической конъюнктуры", – пояснил ТАСС гендиректор инвестиционно-строительной группы "ВИС" Игорь Снегуров.
В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Сысоев отметил, что проект даст экономический эффект на десятки лет вперед. "Северный широтный ход – это Транссиб XXI века. Проект позволит создать дополнительный канал поставки жидких углеводородов, <...> твердых полезных ископаемых из Сибири, позволит вовлечь в хозяйственный оборот России новые месторождения", – сказал он.
Развить экономику региона
По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, реализация проекта поможет и развитию региональной экономики. "Это создаст фундамент для освоения богатейшей минерально-сырьевой базы региона, включая шельф Карского моря, обеспечит прямой доступ на международные экспортные рынки Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского партнерства (АТР) по Северному морскому пути и создаст условия для формирования на полуострове Ямал высокотехнологичных перерабатывающих производств", – сказал он.
Власти ЯНАО также рассчитывают, что запуск СШХ позволит решить ряд социальных и других проблем Арктики. "Мы создадим новые рабочие места как на самой железной дороге, так и в смежных отраслях – на новых месторождениях, разработка которых станет рентабельной благодаря дороге, и на новых производствах по переработке, создание которых на Ямале также станет выгодным благодаря СШХ", – добавил Д. Кобылкин, отметив, что с запуском новой дороги на Ямале станет выгоднее работать недропользователям и грузоперевозчикам.
Кроме того, СШХ обеспечит круглогодичную транспортную связь между основными городами Ямала. "Создание СШХ сократит протяженность маршрутов до европейской части России, ускорит товародвижение, оптимизирует загрузку железнодорожной сети РЖД и свяжет инфраструктурой крупнейшие населенные пункты региона. Это внесет существенный вклад в решение транспортного вопроса Ямала. Благодаря новой дороге будет обеспечена круглогодичная связь основных городов и населенных пунктов округа", – пояснил глава региона.
Применение концессии
Для реализации СШХ впервые в российском железнодорожном строительстве будет использован механизм концессии на столь крупном проекте. "Модель концессии позволяет увязать интересы широкого круга участников проекта, дает возможность привлечь в строительство внебюджетные средства на выгодных условиях, а также использовать самые передовые технические и операционные решения Российских железных дорог", – сказал ТАСС Д. Кобылкин.
Он уточнил, что, кроме РЖД, в проекте участвуют "Газпром", государство, а также компания, которая будет специально создана при участии РЖД для строительства СШХ. "Для сторон в зависимости от формы их участия в проекте срок окупаемости будет разным. К примеру, для РЖД он составит около 10 лет. <…> Согласно заключенным соглашениям с грузоотправителями, к 2025 году по СШХ железнодорожные составы смогут перевозить порядка 24 млн т грузов в год", – уточнил Д. Кобылкин, добавив, что округ взял на себя софинансирование сложнейших мостовых сооружений, включая мост через реку Обь, сумма вложений региона в проект составит порядка 8 млрд руб.
Объем инвестиций в продолжение СШХ – железнодорожную линию Бованенково – Сабетта – составит 113 млрд руб., сказал И. Снегуров. "Это как собственные средства, так и заемные. <…> После завершения строительства и ввода в эксплуатацию собственником железнодорожной линии будет частный партнер, то есть ООО "ВИС трансстрой", а после завершения срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве в 2036 году вся транспортная инфраструктура перейдет в собственность ЯНАО", – пояснил он.
Дополнительные источники финансирования
В свою очередь Юлия Зворыкина, которая была советником по транспорту постоянного представительства России при ЕС и на протяжении пяти лет представляла Министерство транспорта России, считает, что для реализации проекта можно поискать финансирование и за рубежом, в том числе в Индии. "В поисках финансирования можно посмотреть не только Китай, но и Индию, которая во время международного арктического форума в Архангельске выражала заинтересованность не в развитии Шелкового пути, а в коммуникации Север – Юг. СШХ в их транспортную инициативу полностью ложится", – сказала Ю. Зворыкина.
Также для реализации подобного проекта может быть применен и механизм инфраструктурной ипотеки, считает доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Воротников. "СШХ – сложный проект, и для концессии нужны очень большие финансовые ресурсы и поэтому потребуется механизм ГЧП: концессия или инфраструктурная ипотека", – сказал он.
Эксперт добавил, что механизм инфраструктурной ипотеки даст возможность воспользоваться государственными гарантиями, привлечь кредитные средства из нескольких источников и выпускать облигации для дополнительного финансирования.