«Формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры и совместное использование цифровых решений является одним из приоритетов сотрудничества в рамках ЕАЭС», – говорит замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Оформление грузоперевозок с использованием электронных перевозочных документов, технологическая бесшовность процедур на границах потенциально увеличат объем транзита через страны ЕАЭС в разы, добавляет он. Система будет действовать так: электронные навигационные пломбы будут размещать при погрузке на территории Белоруссии. На территорию России машины с лесоматериалами заезжать будут через контрольные пункты на белорусско-российской границе – Красное, Рудня и Красный Камень, а выезжать из России – только в Азербайджан через МАПП Яраг-Казмаляр или в Казахстан через пункты пропуска Маштаково, Бугристое и Петухово. Устройства с грузовых отсеков будут снимать при выезде из России.
Заявляется, что отслеживать перемещение транспортных средств с лесоматериалами смогут одновременно и в Белоруссии, и в России. Для этого работа российского (ООО «Центр развития цифровых платформ») и белорусского (РУП «Белтаможсервис») операторов пломбирования синхронизируется. Стороны смогут не только отслеживать перемещение, но и обмениваться данными. По информации Минтранса России, работа информационных систем обеих стран уже интегрирована.
С помощью электронных навигационных пломб в ЕАЭС отслеживают также перемещение алкоголя, табачных изделий и санкционной продукции (той, которая запрещена к ввозу хотя бы в одну страну ЕАЭС). Участники рынка не исключают расширения перечня грузов для обязательного использования пломб.
Пломба на пломбу
Железнодорожные составы уже отслеживают посредством навигационных пломб. Однако технологии отслеживания и контроля за грузовыми перевозками могут быть как фактором ускорения, так и фактором, который тормозит перевозку. Об этом Олег Сурганов, заместитель генерального директора – начальник департамента электронной техники и технологии АО «Инженерный промышленный концерн «СТРАЖ» рассказал на первом заседании Транспортного бизнес-диалога СНГ. С его слов, бизнес, охранные структуры и контрольные органы выводят на рынок новые инструменты цифровой логистики, но участники грузоперевозок так и не смогли договориться о нормативном регулировании вопроса об отслеживании груза.
«Можно сказать, что нормативное регулирование существует только в некоторых странах и в некоторых сегментах перевозок. Имеющиеся технические решения не в полной мере удовлетворяют заявленные требования участников рынка. Отсутствует даже единый понятийный аппарат», – говорит О. Сурганов.
Эксперт приводит пример: межгосударственная перевозка по железнодорожной сети начинается в одной из стран СНГ; грузоотправитель, применяя новые инструменты в грузовой логистике, накладывает на грузовой отсек электронную пломбу; далее в ЕАЭС, в интересах фискальных органов, к электронной пломбе добавляют навигационную. А это – накладно, говорит О. Сурганов.
«Получается грузоотправитель должен оплатить применение двух приборов, которые выполняют схожие функции. Транспортным сообществом это требование воспринимается как дополнительные административная и финансовая нагрузки. Разве мы к этому стремимся?» – негодует О. Сурганов.
Об унификации технологических процедур и межведомственном взаимодействии в области доступа и обмена данными говорят все участники рынка на всей территории СНГ.