Основанием для разработки проекта приказа ФАС России является письмо аппарата правительства РФ по обращению СОЖТ.
М. Щербинин подчеркивает, что освоенная в последние годы перевозка металлопродукции в контейнерах позволила улучшить само качество доставляемого груза.
«Использование контейнеров данного типа открывает дополнительные возможности для производителей стального проката в части перевозки продукции без повреждения упаковки. Появление такой возможности позволило российскому производителю на равных конкурировать с иностранными компаниями. Необходимо учитывать также огромные тарифные расстояния. Например, тарифное расстояние от Магнитогорского металлургического комбината до порта Новороссийск – 2554 км, Владивосток – 7785 км и Санкт-Петербург – 2610 км. Можно себе представить, какие нагрузки испытывает упакованный рулон холоднокатаного металла с полимерным покрытием в дороге к порту и потом на отправке иностранному покупателю. О какой конкуренции может идти речь, если этим процессом не управлять?» – рассказывает он.
Перевозка металлургической продукции в контейнерах позволяет, как добавляет М. Щербинин, удержать на железной дороге серьезный объем грузов от перехода на автомобильный транспорт. Помимо этого, появление возможности перевозки в контейнерах способствовало вложению заводов в собственные терминалы.
«Суть предлагаемых ФАС изменений состоит в том, что контейнерную платформу типа 29Р9, изготовленную по европейским технологиям, решили приравнять к съемному оборудованию, используемому для перевозки металлопродукции в полувагоне», – говорит спикер.
Но в соответствии с правилами перевозок, утвержденными приказом Минтранса № 405 от 18.12.2019 г., перевозка грузов в контейнерах допускается при соответствии контейнеров требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам.
Контейнеры типа 29Р9 соответствуют всем указанным параметрам и имеют сертификат, выданный Международной ассоциацией классификационных обществ.
«РФ использует контейнеры нескольких производителей. Все производство контейнеров сосредоточено в пределах ЕАЭС. Выдача сертификатов каких-либо регистров не противоречит конвенции по безопасным контейнерам. Сертификат, выданный в одной стране, обязан приниматься всеми странами, ратифицирующими конвенцию по безопасным контейнерам», – поясняет М. Щербинин.
Ассоциация на сегодня добилась проведения полного согласования вопроса с рынком, в том числе с Советом потребителей. «Я думаю, что правительство РФ услышит металлургов. Но если приказ будет принят, это полностью сравняет перевозку в контейнерах с перевозкой в полувагоне, которые сегодня в огромном дефиците», – комментирует он.
При реализации приказа ФАС есть риск, во-первых, что часть грузов уйдет на полувагоны и текущая ситуация с перевозками на сети ухудшится – как со сроками доставки, так и вообще с исполнением заказов.
Во-вторых, есть риск, что все переложится в цену металлопродукции и ляжет на плечи покупателей.
«Очень странная избирательная позиция, почему из всего контейнерного ряда идет унификация тарифа именно на этот контейнер? Это может касаться любого сегмента контейнеров, и у них исчезнет возможность перевозок», – резюмирует он.