Как заявила Адиля Вяселева, начальник управления регулирования транспорта ФАС, документ зафиксирует принцип взаимодействия грузоотправителей и грузоперевозчиков. «Во-первых, он определит порядок подачи заявки, во-вторых, порядок ее согласования и, главное, - порядок исполнения всех принятых заявок на перевозку грузов. Законопроект предусматривает создание прозрачного механизма прохождения заявки – грузовладелец увидит прохождение заявки от момента ее подачи до момента согласования или получения отказа», – разъясняет она.
Кроме того, регулятор намерен создать исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании заявки.
Между тем, у участников рынка есть замечания к проекту. В частности, их не устраивает идея распределять провозные способности с учетом общего объема заявок, которые зачастую подаются с превышением потребностей в перевозках.
"В 2021 году часть грузоотправителей подавала заявки, не имея груза. То есть фактически объем сгорал. Кто-то заявлял иную номенклатуру грузов, нежели ту, которую реально собирался перевозить - заявил овес, а везти хотел пиломатериалы. И потом пытался изменить заявку - явный признак недобросовестного поведения", - отметил директор по логистике «РЖД Бизнес Актив» Иван Боднар.
"Все заявки на лимитирующих направлениях, на наш взгляд, должны распределяться поровну между всеми заявившимися грузоотправителями, но с поправкой на коэффициент доверия", - заявил он.
По словам менеджера, в последнее время на ключевых направлениях (Наушки, Забайкальск) объем поданных заявок в 5-6 раз превышает пропускную способность этих пограничных переходов. «Считаю, что необходимо руководствоваться принципами равнодоступности инфраструктуры, а не тем принципом, в котором тот, кто больше подал заявок, тот больше прав и имеет», – заявляет Иван Боднар.
В отношении новых грузовладельцев представитель "РЖД Бизнес Актива" предлагает установить "коэффициент доверия" на уровне 50%. «Нет оснований ему доверять, как и нет оснований не доверять», – объясняет свою позицию Иван Боднар.
Есть вопросы у участников рынка по срокам подачи заявок, по срокам и порядку раскрытия информации перевозчиком, в том числе и о доступной пропускной способности на железнодорожной сети. ,
Новые правила подачи заявок на перевозки прорабатываются в сотрудничестве как с РЖД, так и с операторами и грузовладельцами, подчеркивают в антимонопольной службе.