+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2021 15:24:50
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: три детонатора

По итогам Индекса качества, в III квартале наибольшее снижение зафиксировано по трем важнейшим параметрам: оценка удовлетворенности стоимостью услуг компаний-операторов, удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве  и оперативность согласования заявок.
И действительно, ставки аренды, например, полувагона (по данным журнала «Промышленные грузы») на протяжении второй половины 2019 года и всего 2020-го снижались, достигнув дна на рубеже 2020 и 2021 гг. (в январе 2021 г. была зафиксирована нижняя точка динамики этого показателя – 700 рублей за вагон в сутки, и на этом уровне ставки находились весь I квартал). Но затем в II квартале – в мае и июне – начали отыгрывать это снижение. К сентябрю ставки выросли на 60% к уровню нижней точки спада. Однако они остаются на 37% ниже, чем в среднем 2019 году, и на 35% ниже, чем в среднем в 2018-м.

Здесь необходимо отметить, что 2020 год был кризисным для операторов подвижного состава. Например, согласно данным, регулярно публикуемым изданием «Промышленные грузы», ставки аренды полувагона в среднем в 2020 году были примерно на 50% ниже, чем в 2019 году, а в II полугодии 2020 года и в I квартале 2021-го – примерно на 60% ниже, чем 2019 году. Что неудивительно, учитывая снижение спроса.

Однако в 2021 году началось восстановление спроса вследствие восстановления промышленности и роста погрузки. По данным Росстата, промышленное производство за 9 месяцев 2021 года выросло на 4,7% к аналогичному периоду прошлого года. Соответственно увеличивались и погрузка грузов на железнодорожном транспорте. Общая погрузка грузов за 9 месяцев 2021-го выросла на 3,7% к уровню аналогичного периода прошлого года (или на 4,1%, если сравнивать в среднесуточном исчислении). Погрузка на экспорт выросла даже немного сильнее – на 5,2%.

Начиная с II квартала 2021 года и весь III квартал наблюдается значительный рост потребности в полувагонах, обусловленный в первую очередь увеличением погрузки угля (так, по итогам 9 месяцев 2021 г. погрузка угля выросла на 8,1% к аналогичному периоду 2020 г.). Подобный рост погрузки угля стал следствием в том числе увеличения цен на уголь в Европе в 2021-м. Если в конце декабря 2019 года в европейских портах цена одной тонны энергетического угля составляла $53, а в конце декабря 2020-го – $68 за тонну, то к концу сентября 2021 года цена превысила $70. Подобный рост цен на уголь привел к ажиотажному спросу на полувагоны. Еще одним детонатором роста ставок стало строительство автодороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, которое привело к росту спроса на полувагоны со стороны грузоотправителей щебня.

Резкое увеличение спроса определило и текущий рост цены услуг на предоставление полувагонов для перевозок и ажиотажный спрос на них.
Отчасти ответом на это стало постепенное вовлечение в процесс перевозок полувагонов, ранее стоящих в отстое либо в ожидании отложенных ремонтов. Так, если в II–III кварталах 2020 года количество только полувагонов, простаивавших без грузовых операций более 30 суток, составляло от 30 до 70 тыс. ед., то к III кварталу 2021-го эта величина снизилась до 15–18 тыс. ед., что можно считать историческим минимумом.

При этом общий парк вагонов (всех родов) составил в сентябре 2021 года 1,2 млн ед. (+3% к уровню сентября прошлого года), а рабочий парк немногим более 1,02 млн ед. (на 2% ниже уровня сентября прошлого года). По полувагонам ситуация более благоприятная – общий парк вырос на 2,8% и составил 584,3 тыс. ед., а рабочий парк вырос на 1,3% и составил 499,2 тыс. ед.

Фарид Хусаинов,
к. э. н., эксперт НИУ ВШЭ, доцент РОАТ РУТ (МИИТ)

Краткая версия исследования доступна по ссылке.

Узнать о партнерских возможностях:
+7 (812) 418-34-90
Чтобы получить доступ к полной версии Индекса качества, обратитесь в отдел подписки по тел. +7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.

Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам.  Дополнительная информация по ссылке



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions