+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2021 15:24:50
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: три детонатора

По итогам Индекса качества, в III квартале наибольшее снижение зафиксировано по трем важнейшим параметрам: оценка удовлетворенности стоимостью услуг компаний-операторов, удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве  и оперативность согласования заявок.
И действительно, ставки аренды, например, полувагона (по данным журнала «Промышленные грузы») на протяжении второй половины 2019 года и всего 2020-го снижались, достигнув дна на рубеже 2020 и 2021 гг. (в январе 2021 г. была зафиксирована нижняя точка динамики этого показателя – 700 рублей за вагон в сутки, и на этом уровне ставки находились весь I квартал). Но затем в II квартале – в мае и июне – начали отыгрывать это снижение. К сентябрю ставки выросли на 60% к уровню нижней точки спада. Однако они остаются на 37% ниже, чем в среднем 2019 году, и на 35% ниже, чем в среднем в 2018-м.

Здесь необходимо отметить, что 2020 год был кризисным для операторов подвижного состава. Например, согласно данным, регулярно публикуемым изданием «Промышленные грузы», ставки аренды полувагона в среднем в 2020 году были примерно на 50% ниже, чем в 2019 году, а в II полугодии 2020 года и в I квартале 2021-го – примерно на 60% ниже, чем 2019 году. Что неудивительно, учитывая снижение спроса.

Однако в 2021 году началось восстановление спроса вследствие восстановления промышленности и роста погрузки. По данным Росстата, промышленное производство за 9 месяцев 2021 года выросло на 4,7% к аналогичному периоду прошлого года. Соответственно увеличивались и погрузка грузов на железнодорожном транспорте. Общая погрузка грузов за 9 месяцев 2021-го выросла на 3,7% к уровню аналогичного периода прошлого года (или на 4,1%, если сравнивать в среднесуточном исчислении). Погрузка на экспорт выросла даже немного сильнее – на 5,2%.

Начиная с II квартала 2021 года и весь III квартал наблюдается значительный рост потребности в полувагонах, обусловленный в первую очередь увеличением погрузки угля (так, по итогам 9 месяцев 2021 г. погрузка угля выросла на 8,1% к аналогичному периоду 2020 г.). Подобный рост погрузки угля стал следствием в том числе увеличения цен на уголь в Европе в 2021-м. Если в конце декабря 2019 года в европейских портах цена одной тонны энергетического угля составляла $53, а в конце декабря 2020-го – $68 за тонну, то к концу сентября 2021 года цена превысила $70. Подобный рост цен на уголь привел к ажиотажному спросу на полувагоны. Еще одним детонатором роста ставок стало строительство автодороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, которое привело к росту спроса на полувагоны со стороны грузоотправителей щебня.

Резкое увеличение спроса определило и текущий рост цены услуг на предоставление полувагонов для перевозок и ажиотажный спрос на них.
Отчасти ответом на это стало постепенное вовлечение в процесс перевозок полувагонов, ранее стоящих в отстое либо в ожидании отложенных ремонтов. Так, если в II–III кварталах 2020 года количество только полувагонов, простаивавших без грузовых операций более 30 суток, составляло от 30 до 70 тыс. ед., то к III кварталу 2021-го эта величина снизилась до 15–18 тыс. ед., что можно считать историческим минимумом.

При этом общий парк вагонов (всех родов) составил в сентябре 2021 года 1,2 млн ед. (+3% к уровню сентября прошлого года), а рабочий парк немногим более 1,02 млн ед. (на 2% ниже уровня сентября прошлого года). По полувагонам ситуация более благоприятная – общий парк вырос на 2,8% и составил 584,3 тыс. ед., а рабочий парк вырос на 1,3% и составил 499,2 тыс. ед.

Фарид Хусаинов,
к. э. н., эксперт НИУ ВШЭ, доцент РОАТ РУТ (МИИТ)

Краткая версия исследования доступна по ссылке.

Узнать о партнерских возможностях:
+7 (812) 418-34-90
Чтобы получить доступ к полной версии Индекса качества, обратитесь в отдел подписки по тел. +7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.

Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам.  Дополнительная информация по ссылке



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions