• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.74 0 EUR ЦБ РФ 83.24 0
    BTC 48622.72 usd BTC 3589815.42 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2021 13:08:48
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Электронные устройства отслеживания грузовых перевозок: опыт есть, а рынка нет

Электронные устройства контроля, используемые для отслеживания грузовых перевозок, находят все большее применение. Среди них наибольшее распространение получили электронные навигационные пломбы, которые применяются, когда контроль осуществляется по технологии пломбирования, и электронные замки с функцией навигации, когда контроль осуществляется по технологии досмотра.
Наиболее активно данные устройства применяют контрольно-надзорные органы для выявления случаев несоблюдения таможенного законодательства на национальной территории, а также охранные структуры на транспорте, которые используют их в качестве дополнительного контрольного устройства к пломбе грузоотправителя.

Электронные устройства отслеживания  грузовых перевозок: опыт есть, а рынка нет
Эффективность данного подхода подтверждают и результаты проекта «Охранный поезд», организованного под эгидой Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам. Проведенный эксперимент убедительно показал перспективность и экономичес¬кую целесообразность перехода к более эффективным и менее затратным формам организации охраны грузов при железнодорожных перевозках.
Вместе с тем в рамках коммерческих перевозок, где контроль, как
правило, осуществляется по технологии пломбирования, с электронными
навигационными пломбами и электронными пломбами работают только единичные
компании.
В качестве главной причины, препятствующей распространению электронных навигационных пломб, многие участники рынка называют их высокую стоимость. С этим нельзя согласиться. Это следствие. Причина в другом – в отсутствии условий для их массового применения. Стоимость напрямую зависит от объемов производства и реализации. При массовом производстве и наличии конкуренции среди производителей стоимость устройств будет снижаться (рис. 1).

Рис. 1. Экономические аспекты применения электронных устройств контроля для отслеживания грузовых перевозок

стражрис 1.jpg

Вместе с тем необходимо отметить, что даже при многомиллионном производстве электронных навигационных пломб их стоимость будет выше стоимости механической пломбы не только из-за себе­стоимости производства, но и прежде всего потому, что электронная навига­ционная пломба предоставляет потребителю совершенно новые функциональные возможности, которые недоступны механической пломбе. Основные среди них следующие:

– дистанционный автоматический конт­роль отсутствия доступа к грузу;

– мониторинг местоположения транспортного средства и груза в кругло­суточном режиме;

– контроль потребительских качеств груза в режиме реального времени;

– возможность применения в технологии смарт-контракта, где электронная навигационная пломба выступает источником первичной и достоверной информации и может быть использована дополнительно к охранной функции для решения задачи идентификации операций прослеживаемости грузов (рис. 1).

В настоящее время существуют различные подходы к регулированию цен на услуги контроля за перевозкой. В Белоруссии установлено государственное регулирование цен на эти услуги (контроль осуществляется по технологии досмотра). В соответствии с постановлением Совета министров РБ от 25 мая 2020 года № 311 тариф на услугу по отслеживанию (мониторингу) объекта контроля установлен в размере пяти базовых величин, то есть около $58 за всю перевозку (2–3 суток). В Российской Федерации определено рыночное регулирование данных услуг (контроль осуществляется также по техно­логии досмотра). В соответствии с этим подходом единственной уполномоченной организацией установлена плата, равная $67 за одни сутки перевозки (около $1000 за перевозку от китайской границы до границы с Евросоюзом). В Казахстане еще не определились с тарифом, поэтому национальный оператор плату за свои услуги не взимает. По нашему мнению, рынок будет заинтересован в услуге электронного пломбирования, если ее стоимость не будет превышать 5–7% от стоимости услуги по транспортировке единицы подвижного состава (контейнера) по маршруту. Как показывает опыт, такую стоимость услуги пока обеспечивает только технология элект­ронного пломбирования.

Массовое применение электронных навигационных пломб (электронных пломб) на железнодорожном транспорте сдерживается отсутствием международных нормативных документов, регламентирующих применение таких устройств в международном сообщении. В результате электронная навигационная пломба (электронная пломба), имеющая статус пломбы грузоотправителя, не может покинуть национальную территорию, так как этот вопрос не отрегулирован в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС).

Электронное устройство контроля, применяемое при автомобильных перевозках, не имеет юридических препятствий для движения в качестве пломбы грузоотправителя или дополнительного контрольного устройства. Однако грузоотправителю не ясно, какие устройства обеспечивают выполнение функции сохранности груза, контроля маршрута и условий транспортировки, а какие обеспечивают только мониторинг местоположения. Иными словами, какое устройство можно применять в качестве пломбы грузоотправителя, а какое – только в качестве электронного устройства контроля дополнительно к пломбе грузоотправителя.

Внесем ясность в этот вопрос. Известно, что при предъявлении к перевозке груз пломбируется пломбой грузоотправителя. Именно пломба, имеющая маркировку в виде контрольных заводских знаков и соответствующая требованиям по стойкости к несанкционированному вскрытию, подмене и подделке, обеспечивает передачу юридической ответственности за сохранность груза между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. Электронные замки не могут служить в качестве инструмента передачи юридической ответственности, так как имеют возможность многократно вскрываться и повторно запираться без характерных для пломб следов вскрытия, чем существенно от них отличаются. Поэтому для реализации функции контроля сохранности груза устройство должно либо контролировать целостность наложенной пломбы грузоотправителя, либо быть наложенным на штатные запорные узлы (приспособления) грузовых отсеков транспортных средств и иметь в своем составе пломбировочный элемент. Иным способом контролировать отсутствие несанкционированного доступа к грузу невозможно, так как при отсутствии пломбировочного элемента и способах установки устройства на грузовой отсек вне штатного места сохранность перевозки не гарантируется.

И еще один вопрос заслуживает особого внимания. Это вопрос о способе управления электронным устройством контроля.

Для управления электронной навигационной пломбой (электронной пломбой) не требуется никаких дополнительных устройств: электронная навигационная пломба автоматически переходит в режим охраны после ее установки на запорный узел транспортного средства с регистрацией на сервере. В личном кабинете отображаются время, координаты, заряд батареи и другие параметры.

Электронный замок и трекер после установки на запорный узел транспортного средства для включения требуют авторизации через карту и далее ручных манипуляций с помощью мобильного терминала (смартфона, планшета). Карта выполняет функцию электронного ключа для открывания (запирания) электронного замка или активации (деактивации) трекера. Как показывает опыт, если есть ключ, то рано или поздно обязательно появится отмычка или ключ будет похищен (скопирован). Это означает, что электронный замок и трекер из-за наличия устройств управления могут быть скомпрометированы, и по этой причине технология их применения имеет уязвимость (рис. 2).

 

Рис. 2. Сравнительный анализ устройств отслеживания грузовых перевозок

стражрис 2.jpg

Задача мониторинга местоположения транспортного средства (контейнера) успешно решается и электронными навигационными пломбами, и электронными замками и трекерами, так как электронная часть всех указанных устройств имеет возможность определять географические координаты, скорость и направление движения, используя технологии глобальных навигационных спутниковых систем.

Таким образом, если контроль за перевозкой осуществляется с использованием технологии пломбирования, то необходимо применять только электронные навигационные пломбы (рис. 3).

Рис. 3. Электронная навигационная пломба

стражрис 3.jpg

Если контроль за перевозкой осуществляется с использованием технологии досмот­ра, то рекомендуется применять элект­ронные замки с функцией навигации
(рис. 4).

 

Рис. 4. Электронные замки

стражрис 4.jpg

Если же в ходе контроля за перевозкой требуется только мониторинг маршрута, то могут использоваться и электронные навигационные пломбы, и

электронные замки и трекеры (рис. 5).

Рис. 5. Трекер с функцией контроля


стражрис 5.jpg


В итоге большинство экспертов сходятся во мнении, что определение в нормативных документах устройств, которые могут применяться в качестве пломбы грузоотправителя, и типов устройств, которые могут использоваться в качест­ве контрольного устройства, позволит однозначно создать условия для массового применения устройств отслеживания грузовых перевозок, так как в этом случае устройства будут дополнять, а не заменять друг друга, и далее привлечь на рынок новых грузоотправителей за счет снижения стоимости услуги электронного сопровождения грузов, а также в полной мере выполнить требования по контролю и транспортной безопасности перевозимого груза на всем пути следования охраняемого объекта.

Олег Сурганов,

к. т. н., начальник департамента электронной техники
и технологий АО «ИПК «СТРАЖ»

Дмитрий Андрюшин,

заместитель начальника департамента электронной техники и технологий
АО «ИПК «СТРАЖ»

К вопросу

Основополагающие термины

Устройство пломбировочное (пломба, пломбировочное устройство) – персонально идентифицируемое устройство одноразового действия, обеспечивающее защиту объекта (транспортного средства, контейнера, цистерны, помещения, тары, оборудования и др.) от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.

Пломба грузоотправителя – пломба, навешанная грузоотправителем (экспедитором) на штатные запорные приспособления грузового отсека вагона, контейнера, автотранспортного средства (транспортного средства), имеющая юридический статус передачи ответственности за сохранность груза между грузоотправителем (экспедитором), лицами, осуществляющими перевозку груза, грузополучателем, данные о которой вносятся в перевозочные документы.

Электронная пломба (электронное пломбировочное устройство, электронное запорно-пломбировочное устройство) – пломбировочное устройство с элементами электронной памяти, логики и передачи информации, автоматически формирующее дополнительные идентификационные признаки (радиочастотные, оптические), сигналы сохранности и вскрытия ЭПУ (ЭЗПУ), информацию о состоянии объекта, автоматически передающиеся (или считываемые) на пульт контроля.

Электронная навигационная пломба (электронное навигационное запорно-пломбировочное устройство) – устройство, контролирующее целостность механического пломбировочного устройства (ЗПУ), передающее сигнал тревоги при попытке вскрытия (вскрытии) и контролирующее маршрут движения в режиме реального времени.

Навигационная пломба – устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем, обеспечивающее дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания информации, имеющей отношение к перевозке.

Электронное устройство контроля – техническое устройство, состоящее из запирающего элемента и электронного блока, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем и обеспечивающее передачу информации, имеющей отношение к объекту контроля.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions