+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.10.2022 10:07:03
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Аварии на сети РЖД: надзорные органы нашли стрелочника

В Госжелдорнадзоре по итогам 8 месяцев 2022 года отметили снижение уровня аварийности на РЖД. При этом, как следует из приведенных данных, снизилась доля инцидентов, связанных с нарушениями в техническом состоянии вагонов, и увеличилась доля происшествий из-за ненадлежащей работы в зоне ответственности перевозчика.
Анализ показал, что четыре из пяти масштабных крушений поездов и все три аварии произошли на путях общего пользования. Всего в происшедших инцидентах было повреждено 90 ед. подвижного состава, в том числе 52 вагона в результате были списаны на гвозди.

Если исследовать истоки сходов и столкновений на магистральной сети, то обнаружим, что доля связанных с нарушением правил ремонта вагонов относительно невелика – она оценивается в 22,3% от общего количества инцидентов на сети. Соответственно в этом сегменте ответственность делят между собой ремонтники и операторы. Бывает, что тут всплывает и заводской брак.

Непосредственно к зоне ответственности собственников подвижного состава следует отнести лишь небольшую часть нарушений. Скажем, это допущенные отклонения от правил погрузки/выгрузки (1,3%), которые в пути влияют на безопасность перевозок.

По идее, операторам следует вменить в вину и излом литых деталей (0,6%). Однако тут дефект иногда возникает вследствие того, что вагоноремонтники поставили некачественную деталь. Так случалось, например, когда под вагон в депо устанавливали тележки сомнительного качества. Заметим, что ранее доля последнего из перечисленных факторов была больше. А в 2022 году она уменьшилась, поскольку в частных депо усилили контроль качества.

Зона ответственности перевозчика

Приходится признать, что значительная доля нарушений, приведших к тяжким последствиям, так или иначе связана с недочетами в зоне перевозчика. Например, при маневровой работе (38,9% от всех негативных случаев). Это самые распространенные в 2022 году виды дефектов.

Как правило, их допускают в шести из десяти случаев работники станций, а остальные четыре – персонал локомотивных бригад.

Достаточно весомой оказалась и доля факторов, связанных с текущим содержанием пути, объектов инфраструктуры и стрелочных переводов (22,3%). Из-за этого возникают отклонения в параметрах работы путевого хозяйства и составы сходят с рельсов.

Сюда также следует прибавить изломы рельсов (0,6%), брак в поездной работе (1,3%), наезд на посторонний предмет (1,3%) и нарушение содержания устройств СЦБ (0,6%).
Итого получается, что в зоне ответственности персонала РЖД лежит 65% от общего количества происшествий на сети. И еще к этому сводному показателю следует добавить долю в 3%, в которую включаются нарушения технологии текущего ремонта в объеме ТР-1 путевых машин, ремонта колесных пар локомотивов и обслуживания их автосцепных устройств.

Правда, ремонт тяги перевозчик передал, по сути, на аутсорсинг сервисным компаниям заводов-изготовителей локомотивов. Однако тут сложно провести четкую границу, где кончается ответственность холдинга и начинается ответственность сервисных компаний. Она не прописана в виде локального нормативного акта, который должен служить дополнением к новым ПТЭ. Так что пока де-факто за подобные дефекты отвечает все-таки перевозчик.

Московские рекордсмены

Остальная часть происшествий случилась под влиянием внешних факторов (4,5%) или же стала результатом ДТП на железнодорожных переездах (3,2%).
Если же смотреть по железным дорогам, то в тройку антрирекордов войдут три магистрали. Западно-Сибирская – на ее долю выпало 20 происшествий. Правда, по сравнению с прошлым годом тут достигнута положительная динамика: у железной дороги показатель на 5% лучше, чем за аналогичный период 2021-го. Второе и третье места разделяют Московская и Дальневосточная магистрали. У обеих – по 18 инцидентов, что на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Серьезные происшествия случились и на некоторых других железных дорогах.

Приведем для иллюстрации только некоторые примеры из практики Московской железной дороги. Все три случая объединяет грубое нарушение ПТЭ работниками магистрали.

В феврале на ст. Люблино-Сортировочное при маневрах тепловозом ЧМЭ3 № 5245 допущен проезд повторителя горочного светофора с запрещающим сигналом, что привело к столкновению на стрелочном переводе с другим составом. В результате аварии был тяжело травмирован составитель поездов и повреждено семь вагонов. Три должностных лица Московской дирекции управления движением и одно должностное лицо Дирекции тяги были привлечены к административной ответственности.

В марте на ст. Одинцово электропоезд проехал опять-таки на запрещающий сигнал и врезался в тепловоз, отправив тем самым в капитальный ремонт и его, и пять вагонов.
В апреле на ст. Орехово-Зуево при маневрах локомотив столкнулся с хвостовым вагоном другого поезда. На этот раз причиной стало то, что машинист начал движение без подтверждения по радио свободности пути и установленной скорости движения. В результате крушения было повреждено 275 м пути. Шесть должностных лиц привлечены к административной ответственности.

Это было недавно…

А вот инциденты, которые произошли совсем недавно.

17 октября в Самарской области, по данным Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, на стрелочном переводе ст. Октябрьск Куйбышевской железной дороги, произошел сход грузового вагона. Ранее на той же магистрали сошли с рельсов семь цистерн и один крытый вагон – на ст. Шингак-Куль.
6 октября 2022-го при следовании грузового поезда по нечетному пути перегона Кузино – Коуровка Свердловской железной дороги произошел сход двух порожних вагонов-цистерн.

29 сентября четыре вагона с углем сошли с рельсов на ст. Чита-1.

15 сентября шесть вагонов с углем сошли с рельсов в Свердловской области, на ст. Каменск-Уральский.

И это лишь некоторые примеры. Осень, как видим, добавила немало новых резонансных фактов на ту же тему.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions