Директива разработана во исполнение положений закона «О морских портах Украины», предусматривающего привлечение концессионного капитала в отрасль. Механизм привлечения – передача на конкурсной основе основных фондов портов согласно перечню инвестиционных проектов, подготовленному с учетом предложений потенциальных концессионеров.
Согласно плану порта, предложения инвесторов, в совокупности, предусматривают увеличение перевалочных мощностей на 42 млн тонн в год по массовым грузам и на 350 тыс. TEU – по контейнерам. В сравнении с нынешними возможностями порта это означает двойной рост по первой номенклатурной категории и в 1,8 раза – по второй.
Так, перевалочные мощности в акватории порта должны увеличиться на 45 млн тонн в год, из которых порядка 70% составят сухие грузы (насыпные и генеральные), 30% - налив (пищевые масла). В числе конкретных направлений развития грузового профиля указаны зерновые грузы (+11 млн тонн), угольно-рудные и черные металлы (+15 млн), растительное масло (+10 млн).
Среди потенциальных концессионеров фигурирует ряд крупных стивидорных компаний, работающих через акваторию порта – «Трансинвестсервис» (развитие в сегменте генеральных и навалочных грузов, а также контейнеров), «Бориваж» (развитие перевалки растительных масел). Кроме того, проекты развития анонсировали компании «М.В. Карго», «Трансойл», «Солнечная Пальмира» (зерноперевалка), «Причалы Коминтерна» (генеральные и навалочные грузы).
В целом, программа развития перевалочных мощностей в порту Южный за счет концессии предусматривает реконструкцию 6-ти причалов и строительство «с нуля» еще 12-ти.
Владимир Каткевич