Схема перевозок – по речной системе Припять – Днепр.
Ранее данная водная сеть использовалась для экспорта и транзита белорусских грузов в направлении Украины. Эта схема была заблокирована с 2011 г., главным образом, ввиду двух факторов с украинской стороны – повышения шлюзового сбора и удорожания услуг речной буксировки. К этому же периоду относится прекращение речного транзита грузов через Украину.
Новый проект, водные перевозки продукции Мозырского НПЗ (экспорт дизтоплива в адрес Украины), стартовал в апреле 2014 г. Погрузка осуществляется в речном порту «Мозырь»; перевозочные мощности составило белорусское специализированное судно (наливная баржа Н-024).
Согласно планам поставщика, объем перевозок в апреле по данной схеме составит 8 тыс. тонн. Проект запущен в пилотном режиме; в случае его успеха объемы перевозок будут увеличиваться. Потенциал у данного проекта имеется – так в 2011 г. водным путем в направлении Украины было перевезено 610 тыс. тонн дизтоплива производства Мозырского НПЗ.
Напомним, преимуществом речного порта «Мозырь» является примыкающая железнодорожная инфраструктура. Ранее, в 2012 г., турецкая компания «ТДМР ДЫШ Тиджарет Текстиль Санайи» заявляла о намерении участвовать в проекте развития водных перевозок (включая перевозки нефтепродуктов) между Беларусью и Украиной. Проект был поддержан Минтрансом Республики Беларусь.
Владимир Каткевич