• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 59.83 -1.04 EUR ЦБ РФ 58.94 -1.27
    BTC 18778.16 usd BTC 1131008.58 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.08.2022 10:40:02
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Санкции пока не отразились на темпах строительства Багаевского гидроузла

На юге страны реализуется один из крупнейших инфраструктурных объектов – Багаевский гидроузел. Недавно власти Ростовской области сообщили, что начать судоходство через гидроузел планируется в 2025 году. О ходе работ на объекте РЖД-Партнер поговорил с главным инженером компании-подрядчика – ГК «Стройтрансгаз» – Сергеем Кипером.
Санкции пока не отразились на темпах строительства Багаевского гидроузла
– Сергей, ваша компания строила первую очередь Багаевского гидроузла. Работы были завершены с большим опозданием. Каковы причины затягивания сроков?

– В районе проведения дноуглубительных работ на реке Дон были обнаружены фрагменты судов, затопленных во время Великой Отечественной войны. В связи с этим возникла необходимость выполнения отчета по оценке воздействия, определения вреда водным биоресурсам. Только после прохождения процедуры согласования стало возможным извлечение фрагментов судов и освобождение территории от взрывоопасных предметов, и лишь после этого смогли продолжить основные мероприятия.

– При реализации первой очереди сообщалось о небольшом отклонении технологий. О каких именно технологиях шла речь?

– При реализации проекта необходимо было учесть особенности судоходства, в связи с чем внесли поправки в схемы расстановки земснарядов и прокладки пульпопровода, усовершенствовали конструкцию пульпопровода. Также изменили последовательность и технологию производства дноуглубительных работ, в частности, привлекли более мощные земснаряды, производительностью по грунту до 500 куб. м в час. В связи с данными поправками технологии выполнения строительно-монтажных работ была осуществлена корректировка проекта с последующим повторным прохождением экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

– На каком этапе сейчас находится реализация проекта? Какой объем работ уже выполнен?

– В планах на этот год – строительство вахтового поселка, расчистка территории, подготовка временных подъездных дорог, устройство строительного котлована и проведение работ по водопонижению. На сегодняшний день на территории будущего рыбоходно-нерестового канала площадью почти 96 га производятся работы по лесоочистке и снятию почвенно-растительного слоя. Завершены работы по устройству временной подъездной дороги от поселка Задонский до стройбазы. На строительную площадку Багаевского гидроузла начали поставлять стройматериалы и оборудование, в том числе для бетонорастворной установки, которая начнет функционировать уже к концу лета.

Ведутся работы по устройству строительной площадки, участков работ и рабочих мест, а также бытового городка, для вахтовых рабочих возводятся общежития и столовая, здравпункт и комната отдыха. Продолжается устройство котлована, ведется погружение шпунтового ограждения для создания противофильтрационной завесы.

– Заявляется, что с вводом гидроузла уровень воды в Дону вырастет до 4 м, это обезопасит судоходство. Как изменится судоходство по Дону и на юге в целом?

– В нашем случае речь идет не об уровне воды, а о 4 м глубины водного пути, то есть строительство Багаевского гидроузла поможет ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на реке Дон за счет обеспечения требуемых габаритов (ширина 80 м, глубина 4 м, радиус закругления 500 м). Это повысит конкурентоспособность грузовых перевозок внутренним водным транспортом и позволит увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 19 млн т.

– Какие сложности наблюдаются при реализации проекта в настоящее время?

– Работы ведутся согласно плану реализации проекта.

– В связи с введением санкций есть ли какие-либо сложности с поставкой необходимых строительных материалов или техники?

– Пока никаких сложностей не наблюдается.

- Ранее замруководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Андрей Лаврищев сообщал, что строительство Багаевского гидроузла завершить в декабре 2024 года. В эксплуатацию объект будет запущен в 2025 году, к открытию весенней навигации. Насколько эти сроки актуальны? От каких факторов будет зависеть реализация проекта в намеченный срок?

– Сроки актуальны, измениться они могут только при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Полностью завершить строительство запланировано до конца 2024 года.

– В октябре прошлого года академик РАН, научный руководитель ЮНЦ РАН Геннадий Матишов назвал строительство Багаевского гидроузла большой ошибкой. Он заявил, что при строительстве в 50-е годы XX века Цимлянского водохранилища были затоплены многие села. Насколько это мнение обоснованно?

– Багаевский гидроузел уникален по минимальному воздействию на окружающую среду благодаря небольшой двухметровой подпорной высоте и слабому напору воды.

– Ранее академик РАН также назвал строительство Багаевского гидроузла «бесполезными хлопотами» и указывал на то, что для борьбы с маловодьем нужен проект, сравнимый по масштабам с Керченским мостом. Насколько этот гидроузел будет связан с единой внутренней водной системой?

– В европейской части России основной водно-транспортной артерией является не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, по водным путям которой перевозится более 70% от общего объема речных перевозок, проходят основные экспортно-импортные грузопотоки. Она связывает Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Однако наличие лимитирующих участков – узких мест на ЕГС – не позволяет в полной мере использовать ее огромный потенциал. Возведение гидроузла в створе Дона ведется на одном из критически лимитирующих участков, это 3089 км судового хода ЕГС. Основным функциональным назначением Багаевского гидроузла является обеспечение требуемых габаритов пути.

– Объем площади подтопляемых территорий Ростовской области после строительства Багаевского гидроузла оценили в 800 га. Есть ли жилые дома на этой площади? И как сильно будет Ростовскую область затапливать из-за Багаевского гидроузла?

– При перекрытии рек гидротехническими сооружениями, в том числе плотинами, образуются емкости воды – водохранилища, частично или полностью аккумулирующие сток, который используется для решения народно-хозяйственных целей. Багаевское водохранилище находится выше хутора Арпачин, который будет защищен гидроузлом. На самом деле гидроузлы помогают задержать, а иногда даже предотвратить паводок. И надо учитывать, что паводки связаны с климатическими условиями, обильными дождями и снегопадами. Также надо учесть, что гидроузел будет иметь всего 2 м подпора воды, воздействие на окружающую среду сведено к минимуму.

– А какой именно ущерб будет возмещен рыбной отрасли Ростовской области?

– По завершении первого этапа строительства в Дон было выпущено ниже Цимлянского гидроузла более 30 тыс. мальков русского осетра. В рамках исполнения природоохранных обязательств при реализации второго этапа будет выпущено еще более 2 млн мальков русского осетра.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions