Напомним, что в настоящее время в России функционируют 67 морских портов суммарной мощностью более 1,105 млн т.
В структуре грузооборота морских портов РФ по бассейнам 88% приходится на Азово-Черноморский, Балтийский и Дальневосточный бассейны. Прирост по Арктическому бассейну за последний год составил 19 млн т. Это связано с активным развитием порта Сабетта, объясняет О. Казьмина.
При этом стоит отметить, что прирост за последний год в порту Сабетта составил 10 млн т. Сейчас здесь реализуются два главных проекта. Во-первых, интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации газа «Ямал СПГ». Ожидаемый прирост сжиженного газа составит 17,4 млн и 1,3 млн т – газоконденсата. Три очереди по 5,5 млн т уже введены в строй, четвертая технологическая линия мощностью около 1 млн т будет ориентировочно введена в начале 2020 года.
Во-вторых, проект по строительству трех очередей завода по производству СПГ – «Арктик СПГ-2». Ориентировочный ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на 2022–2023 гг. Ожидаемый прирост мощностей сжиженного раза составит 19,8–33 млн т и 1,8–3 млн т газоконденсата.
Если анализировать динамику объемов перевалки грузов через морские порты РФ по номенклатуре за последние 10 лет (за 2009–2018 гг.), наблюдается увеличение доли сухих грузов на 95%, наливных – на 44%.
«В части динамики сухих грузов отдельно стоит отметить рост навалочных и насыпных грузов. Это преимущественно уголь и зерно, а также рост контейнерных грузов в 2 раза. В части наливных грузов динамику прироста показали нефтепродукты (в 1,6 раза) и нефть (в 1,3 раза). Также отметить рост объемов перевалки СПГ в 4,3 раза», – сообщила О. Казьмина.
Она добавила, что объем экспорта по итогам прошлого года составил 76%. За 10 лет динамика показала прирост этого показателя в 1,6 раза. Преимущественно это произошло за счет увеличения объемов перевалки зерна, угля, нефти и нефтепродуктов. Наибольшая доля экспортных грузов приходится на порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов.
Основным нормативным документом, на который ориентируются участники рынка, выступает Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В соответствии с этим документом запланирован показатель прироста производственных мощностей в портах к 2024 году – в совокупном итоге 357 млн т.
«По оценке специалистов к 2024 году объем перевалки прогнозируется на уровне 1,102 млн т, к 2030-году – на уровне 1,303 млн т. Таким образом, прирост к 2024 году составит 286 млн т, к 2030 году – прирост по сравнению с 2018 годом – 487 млн т. Прогнозируется увеличение доли перевалки сухих грузов. Лидерами на прогнозируемый период остаются порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов. Акцентировать внимание можно на грузах, которые на перспективу составят грузовую базу России. В части сухих грузов это уголь, зерно, черные металлы, контейнеры и минеральные удобрения, в части наливных грузов – нефтепродукты, нефть и сжиженный газ», – подытожила О. Казьмина.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.