Китай – Россия: тенденции развития торговли
По мере углубления интеграции российской стратегии ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь» торговля между двумя странами с каждым днем демонстрирует позитивные тенденции и характеризуется следующими особенностями развития: быстрым ростом объемов товарооборота и улучшением качества самой торговли (с низкого до нормативного уровня); совершенствованием взаимодействия от простого сотрудничества между частными продавцами до сотрудничества между государственными предприятиями; переориентацией российского экспорта с преимущественно ресурсного (сырьевого) на диверсифицированный; движением в направлении двустороннего баланса между Россией и Китаем в вопросах торговли и логистики.
Причем особенно бурный рост контейнеропотока наблюдается в последние 2 года – и транзитный канал железнодорожных контейнерных перевозок, проходящий через весь Евразийский континент, заработал в полную силу.
В настоящее время участники этого масштабного проекта неустанно работают над улучшением качества обслуживания, что, в свою очередь, позволяет переключать грузопоток с традиционных морских путей на сухопутные маршруты. Все это делается для того, чтобы обеспечить еще большую привлекательность железнодорожных контейнерных перевозок между Китаем, Россией и Европой, а также активное развитие торговли между РФ, КНР и другими вовлеченными странами.
ОАО «РЖД» – важнейшее звеноСогласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, компания «РЖД» намерена активно развивать систему международной логистики на прилегающих к Европе и Азии территориях, повышать уровень интегрированных логистических услуг и расширять операционную деятельность в Евразийском регионе.
Стратегия TEU порта Инкоу
С помощью плотной сети морских линий контейнерных перевозок порт Инкоу проложил мост над морем между югом и севером Китая. Он также является ближайшим портом, соединяющим КНР с российской Транссибирской магистралью. Опираясь на преимущества своего территориального расположения, порт Инкоу реализовывает стратегию TEU, активно развивает контейнерные перевозки в Россию и государства Европы. Среди количества контейнеров, экспортируемых по восточной ветке проекта «Один пояс – один путь» (через ст. Забайкальск), порт Инкоу (чья доля превышает половину в общем объеме контейнеропотока) уже в течение многих лет занимает первое место.Современный порт Инкоу включает в себя пять портовых зон: Инкоу в Бохайском заливе, Баюйцюань, остров Сяньжэнь, Паньцзинь и Суйчжун. Это важнейший узловой порт Северо-Восточного Китая, Шеньянской экономической зоны и экономической зоны вокруг Бохайского залива. В 2017 году пропускная способность порта составила 362 млн т, объем контейнерных перевозок – 6,277 млн TEU, а объем мультимодальных контейнерных перевозок (морем и железной дорогой) – 700 тыс. TEU.
Совместный проектОбщая площадь ТЛЦ «Белый Раст» составляет 1,79 млн кв. м. Планируется строительство шести железнодорожных фронтов длиной по 1050 м, 17 складов общего назначения, объектов вспомогательной инфраструктуры и т. д. Терминал «Белый Раст» станет крупнейшим многофункциональным международным логистическим центром в России, предлагающим услуги консолидации и транзита, хранения, сбора и распределения, таможенной очистки и таможенного хранения в режиме одного окна.
Терминально-логистический центр будет построен в три очереди. В конце 2018 года в рамках первой очереди планируется ввести в эксплуатацию три железнодорожных фронта, часть складов и других объектов терминала. В 2022-м строительство центра будет полностью завершено, а ежегодная эксплуатационная мощность составит 725 тыс. TEU.
Расположение ТЛЦ в Москве как экономическом центре России перекликается с расположением самого порта Инкоу – узлового порта, обеспечивающего морские грузоперевозки между севером и югом Китая. Инкоу и Москва соединены железной дорогой, а значит, «Белый Раст» станет тем пунктом, в котором, с одной стороны, сходятся пути со всей России и Европы, а с другой – пересекаются пути из Китая и Северо-Восточной Азии. Таким образом, наличие развитой инфраструктуры будет залогом для предоставления качественного и стабильного сервиса контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа, а также стимулирования развития торговли между Поднебесной и Россией.
Ключевые преимуществаС точки зрения политических преимуществ проекта можно отметить соответствие планам корректировки транспортной схемы Москвы, модернизации и трансформации грузовых дворов ОАО «РЖД». Более того, поскольку ТЛЦ является совместным строительным проектом крупнейших государственных предприятий России и Китая, он пользуется преимущественной политической поддержкой и на самом высоком государственном уровне.
К функциональным преимуществам проекта относятся: железнодорожные фронты длиной 1050 м, позволяющие обрабатывать полносоставные поезда; комбинирование железнодорожного фронта с контрейлерным для реализации погрузки-разгрузки; наличие постов таможни, фитосанитарного и ветеринарного контроля, обеспечивающих удобство и высокую эффективность работы; высокие стандарты строительства, инновационные технологии, обслуживание в режиме одного окна; современные средства информатизации, полноценное взаимодействие с ОАО «РЖД», портом Инкоу, другими участниками рынка как за рубежом, так и внутри страны; склады для хранения грузов со стандартными, а также особыми температурными режимами, склады временного хранения.
Вектор развития ТЛЦ «Белый Раст»Тестовая платформа для сопряжения политических курсов
Отметим, что в области торговли между Россией и Китаем все еще существует ряд проблем, которые необходимо решить путем тесного взаимодействия политических курсов обеих стран. В частности, имеются различия в законодательной базе, поэтому нужно провести сопряжение официальных позиций с целью их адаптации среди населения. В отношении рыночных условий сторонам необходимо глубже изучить друг друга, использовать свои преимущества и компенсировать недостатки. Логистические каналы должны стать более стабильными и оперативными, а взаиморасчеты – более надежными и основанными на взаимодоверии. Также нужно продолжить оптимизацию механизмов обмена информацией в области логистики и торговли, повысить уровень стандартизации таможенного оформления, увеличить его эффективность. Иными словами, максимально полно использовать преимущества обеих сторон и проводить конструктивную политику.
ОАО «РЖД» и ГКОО «Инкоу порт» обладают всеми возможностями для согласования юридических норм на всех уровнях. Одновременно с формированием стабильных высококачественных услуг железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа, логистическо-торговых услуг ТЛЦ «Белый Раст» в том числе активно содействует сопряжению законодательных норм обеих стран, ускорению таможенного оформления, способствует упрощению взаиморасчетов, обмену и совместному использованию информации, тем самым не только стимулируя развитие торговли и логистики Китая и России, но и выводя ее на новый качественный уровень.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions