• Ставка на полувагон
    1651
    -3.7 %
    руб./сут.
    январь 2020
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.57 0.14 EUR ЦБ РФ 68.66 0.28
    BTC 8866.63 usd BTC 546716.41 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2019 11:44:27
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Расторжение договора судовладельцем, или как не попасть в бесконечный чартер?

Согласование в договоре рейсового чартера ставки демереджа не защищает интересы судовладельца, если задержка судна становится бесконечной. Как избежать затянувшихся простоев судна, если фрахтователь не может предоставить груз?
Расторжение договора судовладельцем, или как не попасть в бесконечный чартер?
Договоры заключаются для того, чтобы их исполнять. Между тем порядок расторжения соглашений, а также условия, при которых стороны могут в одностороннем порядке прекратить исполнение обязательств, приобретают все большую значимость. Такие правила диктует индустрия морского транспорта: судно предоставляется фрахтователю на определенное время по договору чартера, и чартер этот не может быть бесконечным.

Для использования судна в течение длительного периода времени стороны заключают тайм-чартер, в течение срока которого флот используется любым способом в обмен на уплату фрахта на постоянной основе. В этом случае для судовладельца не имеет ни коммерческого, ни правового значения, стоит судно у причала или осуществляет перевозки.

Договор рейсового чартера, или же договор перевозки груза, существенно отличается от тайм-чартера тем, что судно предоставляется под одну или несколько конкретных перевозок, которые должны быть совершены в разумный срок, без задержек. У англичан это называется with all reasonable dispatch, то есть так скоро, как это разумно возможно, без задержек по субъективным причинам.

В соответствии с нормами английского права, которое нередко применяется к договорам перевозки, судовладелец несет ответственность за своевременную подачу судна в чартер (CSSA Chartering and Shipping Services SA v. Mitsui OSK Lines Ltd (Pacific Voyager) [2018] EWCA Civ 2413). Но что делать судовладельцу, который своевременно исполнил обязательства по договору, подал судно под погрузку, но фрахтователь ее не осуществляет?
Исходя из принципов коммерческой выгодности, судно, полностью готовое для погрузки и выгрузки груза, прибывает в назначенный порт в срок и начинает отсчет сталийного времени, количество которого согласовано сторонами в договоре. В течение сталийного времени фрахтователь обязан совершить погрузочные операции, а в случае, если он не успевает, судно задерживается в чартере дольше согласованного срока. Такая задержка оплачивается фрахтователем в размере согласованной ставки демереджа – штрафа за задержку начала перевозки сверх нормативного срока.

Кажется, все продумано, однако на практике механизм компенсации убытков судовладельца от задержки его судна в чартере является полезным лишь на короткое время. Не может же демередж и ожидание погрузки груза по чартеру быть бесконечным? Практика показывает, что фрахтователь, не обеспечивший своевременную погрузку груза, уже является неблагонадежным партнером, у которого также могут быть вопросы с платежеспособностью. Исходя из изложенного, судовладелец оказывается запертым в чартере, а ежедневно начисляющийся демередж его убытки не покроет, ведь взыскать всевозрастающие суммы с фрахтователя почти невозможно. Именно в такой ситуации оказался оператор судна Sormovskiy 71 (ИМО 8033912), более 50 дней простоявшего на демередже в Астрахани в ожидании погрузки. К сожалению, это не единичный случай, и в условиях нестабильного рынка, увеличения количества посредников в торговых цепочках такие ситуации только прибывают.

Сколько еще судовладельцев окажутся заложниками бесконечных чартеров – зависит от содержания договора. Обращая внимание на ставку демереджа и размер сталийного времени, владельцы судов нередко полностью забывают предусмотреть в договоре письменные, четкие и однозначные основания для его расторжения. Именно право судовладельца в одностороннем порядке расторгнуть договор, выгрузить груз и вывести судно из чартера является решающим в случае, когда задержка погрузки переходит границы разумного, а демередж начисляется в таком размере, что взыскать его нереально.

Вне зависимости от применимого к чартеру права закон всегда признает существенность письменных условий договора. Таким образом, для исключения риска нахождения судна в безнадежном чартере судовладельцам рекомендовано четко прописывать свое безусловное право на расторжение договора в случае, если погрузка груза, предоставление разрешительных документов, а также оплата фрахта производятся с задержкой либо не производятся вообще в течение установленного срока.

В случае отсутствия в договоре письменного условия о расторжении судовладелец рискует либо ждать погрузки вечно, либо сам нарушить договор, если акт расторжения будет признан неправомерным. Фрахтователь тогда имеет право обратиться в суд за взысканием убытков, вызванных таким расторжением.

По российскому праву, расторжение договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (ст. 450 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ). В ином случае расторжение возможно только по решению суда в связи с существенным изменением обстоятельств. В этом случае судовладелец не только потратит время и материальные ресурсы на обращение в суд, но и должен будет доказать, что обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (ст. 451 ГК РФ).

Одновременно с этим ст. 154 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) устанавливает, что в случае, если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы перевозчика на груз и отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты 1/2 полного фрахта, а при наличии простоя – платы за простой и возмещения произведенных перевозчиком за счет груза других расходов. Данная опция является полезной для судовладельца, однако анализ судебной практики позволяет сделать вывод о необходимости крайне осторожного применения этой нормы. В соответствии с выводами постановления 15-го арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 г. № 15АП-8099/2018 по делу № А53-6910/2016 отказ от исполнения договора не лишает судовладельца обязанности обеспечить сохранность груза. Также суды приходят к выводу, что действиями судовладельца при отказе от договора перевозки фрахтователю могут быть причинены убытки, которые потом могут быть взысканы с судовладельца. Таким образом, в случае намерения воспользоваться правом, предоставленным ст. 154 КТМ РФ, судовладельцу рекомендуется исключать риск причинения встречных убытков фрахтователю. 

По английскому праву, расторгнуть договор в отсутствие письменного условия еще сложнее. Основанием для одностороннего расторжения является нарушение существенного условия договора, то есть такое нарушение, которое уходит в корень контракта, при условии, что сторона, требующая расторжения, докажет, что лишилась при нарушении всего, на что была в праве рассчитывать при заключении договора. Таким образом, внедрение письменного условия о праве на расторжение ограждает судовладельца от риска признания его действий по выходу из договора незаконными.

Исходя из изложенного, проблема «вечных» рейсовых чартеров вполне реальна, а в зоне риска находится любой судовладелец, который: а) работает с фрахтователями без предварительной проверки безопасности и платежеспособности; б) не устанавливает дополнительные условия о гарантиях третьих лиц или об обеспечении исполнения обязательств в договоре; в) осуществляет подписание стандартных проформ договоров без внедрения в них дополнительных условий, защищающих его интересы.

При этом указанная проблема имеет вполне понятный и доступный всем участникам индустрии морского транспорта метод решения. Рекомендуется не только проводить всестороннюю оценку фрахтователя как заказчика перевозки в попытке убедиться в наличии у него доступного груза для перевозки, но и четко предусматривать в договоре перечень оснований, дающих право судовладельцу расторгнуть договор и освободить судно из чартера.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Транзитный потенциал СМП упирается в инфраструктуру

Транзитный потенциал СМП упирается в инфраструктуру
Транзитный потенциал Северного морского пути (СМП) позволяет ему претендовать на значение нового международного транспортного коридора, однако недостаточное развитие инфраструктуры ставит под вопрос серьезность подобных заявлений. К такому выводу пришли эксперты в ходе дискуссии на форуме «Арктика: настоящее и будущее».
РЖД-Партнер

В 2019 году ни один килограмм отходов, образуемых в пассажирском порту Санкт-Петербурга, не был направлен на размещение

В 2019 году ни один килограмм отходов, образуемых в пассажирском порту Санкт-Петербурга, не был направлен на размещение
5 ноября состоялось совещание комитета по технологиям, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов (АСОП), главными для обсуждения на котором стали вопросы экологии.
РЖД-Партнер

Мощности Большого порта Санкт-Петербург будут заполнены через 5–7 лет

Мощности Большого порта Санкт-Петербург будут заполнены через 5–7 лет
В целом грузооборот порта показывает рост. В 2017 году он составил 10%, в 2018-м – 11%. Всего за 2018 год оборот грузов Большого порта Санкт-Петербург составил 58 800 т, что стало крупнейшей цифрой за последние 4 года. Коммерческий директор АО «Нева-Металл» Алексей Кудрань отметил, что если сохранится темп роста от 5 до 10%, то мощности Большого порта Санкт-Петербург будут заполнены в короткий период – от 5 до 7 лет в зависимости от темпов развития инфраструктуры. Тогда потребуются мощности дополнительных терминалов. Поток грузов может быть перенаправлен близлежащий порт Усть-Луга, который предполагает широкую работу с насыпными грузами и сейчас активно привлекает инвесторов, в том числе ведет переговоры с компанией «Северсталь». Также часть грузов уйдет в порты Бронка и Приморск.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort