О том, как сегодня осуществляются перевозки внутренним водным транспортом в Европе, на вебинаре «Речной флот Европы. Что полезно для нас, или Как люди зарабатывают?» рассказал генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров.
Базовым стержнем для Европы с точки зрения объема перевозимых грузов, как известно, является река Рейн. Согласно данным Центральной комиссии судоходства по Рейну, по этой реке Нидерланды перевозят 350 млн т грузов в год, Бельгия и Германия – около 200 млн т в год, Россия – 115 млн т.
Наиболее важный груз в рамках перевозок «река-море» по Рейну для Соединенного Королевства – сырая нефть и продукты нефтепереработки, для России – нефть и нефтепродукты, зерно, уголь, лесоматериалы, металлы и удобрения, для Швеции – лесоматериалы и нефтепродукты, для Румынии – сельскохозяйственная продукция, для Нидерландов и Бельгии и Германии – чугун и сталь.
«В Бельгии и Германии наблюдается очень четкая взаимосвязь с промышленностью. Она полностью определяет грузовую базу. Если посмотреть на работу, которую осуществляет внутренний водный транспорт в Германии, это 35% от того, что делается в Европе. И 40% с точки зрения контейнеризации», – комментирует Г. Егоров.
Под германским флагом на реке эксплуатируется 2,4 тыс. судов – 16% от общего объема судов в Европе. Из них 1102 компаний, занимающихся внутренним водным транспортом, 670 компаний осуществляют грузовые перевозки и более 400 – пассажирские.
Г. Егоров делает акцент на развитость в Германии контейнерных перевозок речным транспортом в отличие от России.
Сравнивая Рейн и Дунай, он отмечает на Дунае неразвитость транспортной и припортовой инфраструктуры, мелководье на многих участках (иногда до 2,5 м), неразвитую логистику, недостаточное использование потенциала внутреннего водного транспорта. При этом на Рейне существуют программы устойчивого развития внутреннего водного транспорта.
Что касается флота, по Рейну в первую очередь ходят грузовые самоходные суда, которых, для сравнения, почти нет на реках США. По Дунаю также значительную часть флота составляют несамоходные баржи.
«Сам бизнес построен по-разному: на Рейне до сих пор значительное количество частных небольших владельцев, включая владельцев-капитанов, где капитан владеет своим сухогрузным судном. На Дунае работают крупные компании, мелким сложно выживать», – отмечает Г. Егоров.
В Европе внутренние водные пути типизированы и все выстроено на основании унифицированных барж. Наиболее распространенные типы барж в регионе – Европа I и Европа II (ширина 76,5 м и длина 11,4 м). Грузоподъемность зависит от того, как меняется глубина.
Помимо низких глубин, еще одна немаловажная проблема, на которой акцентирует внимание Г. Егоров, – габариты надводной части судна. Рейн сам по себе не зашлюзован. Здесь ширина шлюзов составляет в основном 12 м. Поэтому и ширина всех типовых судов – самоходных или нет – на внутренних водных путях Европы сейчас составляет 11,4 м.
Длина практически всех шлюзов на Дунае – 12 или 24 м.
«В Европе широко используются самоходные грузовые суда с приставками. У нас же такой опыт забыт. Кроме того, главным конкурентом водного транспорта в Европе является автомобильный транспорт, а не железные дороги. Сейчас европейцы пытаются сократить его долю в перевозках грузов. Но она пока превалирует», – отмечает он.
Если говорит о количественных показателях, сейчас на Рейне эксплуатируется более 7 тыс. сухогрузов, более 1,5 тыс. нефтеналивных и около 1,2 тыс. толкачей и буксиров.
«Идет развитие нового флота, новые суда более эффективны с точки зрения экономики: перевозят большее количество груза с тем же количеством команды», – резюмирует Г. Егоров.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.