+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2021 16:37:34
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Инвестиции в порты: приоритеты, ресурсы и оценка рисков

По итогам прошлого года в России инвестиции сократились на 1,4%. Бизнес готов участвовать в развитии портов, но, как отмечают эксперты, государству нужно повысить эффективность вложений. В свою очередь, Минэкономразвития РФ обещает инвесторам поддержку и на федеральном уровне, и на региональном. Как известно, к 2024 году мощности морских портов РФ должны увеличиться до 1,5 млрд т. Но реализация некоторых проектов в последнее время замедлилась, в том числе за неимением инвестиций.
Исключить на время или поставить крест?

Несмотря на заявления о всплеске интереса инвесторов к морской отрасли, на деле модернизация российских портов отстает от намеченных планов, что, в свою очередь, тормозит частные инвестиции. По итогам 2020 года, по данным заместителя министра транспорта РФ Юрия Цветкова, прирост мощностей морских портов РФ превысил плановые показатели в 27 млн т и достиг 32,6 млн т.

К корректировке показателей КПМИ и, как следствие, исключению из итогового показателя 19,7 млн т привела экономическая и эпидемиологическая ситуация. Большая часть объектов реализуется частными инвесторами, ориентированными на мировой рынок. В связи с изменениями в экономике произошло исключение шести мероприятий по созданию портовых объектов в связи с неготовностью инвесторов реализовывать их в запланированных параметрах.

В частности, из КПМИ был исключен сухогрузный порт Тамань. «На сухогрузной Тамани пока поставлен крест, но, если инвесторы появятся, мы готовы их всячески поддерживать. Из инвесторов остался «Металлоинвест», но он в одиночку не в состоянии создать этот порт», – пояснял осенью глава «Росморпорта» Андрей Лаврищев.

Все эти проблемы нашли отражение в поручении первого вице-премьера Андрея Белоусова Минтрансу о доработке механизма взаимодействия государства с инвесторами по стимулированию инвестпроектов в портовой отрасли. Законопроект об обязанности частных инвесторов портов требует представлять чиновникам инвестиционную декларацию. Также предполагается закреплять в соглашениях требования по объемам перевалки грузов. Но представители бизнеса выступают против такой редакции закона, опасаясь возможного удара по инвестиционным моделям масштабных проектов. Крупные порты потребовали предусмотреть аналогичную ответственность и для государства.

По мнению ИПЕМ, требование по ответственности за неисполнение обязательств должно быть скорректировано, а именно – должно предполагать ответственность для обеих сторон: инвестирующей в порты и обеспечивающей подъездную транспортную инфраструктуру. В итоге правительство поручило заинтересованным ведомствам изменить законопроект, вводящий ответственность для инвесторов в морские порты.

Синхронизация задач, но нехватка ресурсов

Несмотря на все сложности, одной из главных тенденций развития портовой инфраструктуры, как и прежде, остается приоритет строительства специализированных высокопроизводительных терминалов, которые отвечают всем современным требованиям. Но эксперты и бизнес сходятся во мнении, что важен не только сам объем инвестиций и его корреляция с планами РЖД, но и то, как именно эти инвестиции будут окупаться и с какими проектами соотноситься.

Сейчас РЖД участвуют в строительстве сразу нескольких объектов в морских портах. В частности, осенью прошлого года стало известно, что строительство железнодорожной инфраструктуры, включая мост через реку Тулому, по проекту Мурманского транспортного узла (МТУ) завершит новый подрядчик – ОАО «РЖД». По данным правительства Мурманской области, на конец прошлого года строительная готовность железнодорожной инфраструктуры составляла 56%, готовность земельного полотна – 96%.

Главная цель МТУ – создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба по переработке грузов, интегрированного в международный транспортный коридор Север – Юг. Общий объем финансирования проекта МТУ составляет более 152 млрд руб., из них 89,3 млрд – внебюджетные источники.

Что касается портового терминала «Лавна», то весной 2019 года в Минтрансе было подписано акционерное соглашение с пулом инвесторов по концессии строительства. Тогда сообщалось, что инвесторами в проект порта «Лавна» станут «Бизнесглобус», Центр развития портовой инфраструктуры, «СДС-Уголь» и подконтрольное ОАО «РЖД» «РЖД – Инфраструктурные проекты», также останется и ГТЛК.

Первую очередь угольного терминала «Лавна» планировали запустить в конце 2020 года, но уже осенью выяснилось, что строительство может быть отложено на неопределенный срок. В условиях кризиса, а также падения цен на уголь грузоотправители так и не подписали обязывающие документы по загрузке терминала на условиях take-or-pay. А представители угольных компаний-инвесторов ранее уже заявляли, что терминал построен не будет.

Старые горизонты и новые рельсы

Нынешняя экономическая ситуация наглядно демонстрирует: привлекательность экспорта угля по-прежнему существенно зависит от развития ситуации с нефтью. Несмотря на предварительные оценки Минтранса России и Росморречфлота, работы в 2020 году и заверения в обеспечении выполнения ключевых показателей, а также реализацию значимых для водного транспорта проектов развития, сосредоточенных в КПМИ, грузооборот морских портов России по итогам 2020 года сократился на 2,3%, до 820,77 млн т.

Некоторое сокращение объемов перевалки начиная с сентября связано с резким падением отправки на экспорт наливных грузов, поясняют в ведомстве. При этом объем перевалки сухих грузов увеличился на 7,6%, до 404,72 млн т, а наливных – сократился на 10,4%, до 416,05 млн т. Положительную динамику в целом по грузообороту продемонстрировали по итогам года только Каспийский и Дальневосточный бассейны.

Прирост мощностей портов по итогам 2020 года стал возможным благодаря нескольким проектам, включая введенный в эксплуатацию специализированный угольный перегрузочный комплекс «ВаниноТрансУголь» в бухте Мучке в Хабаровском крае на 12 млн т. Также было завершено строительство перевалочного комплекса под минераль- ные удобрения «Ультрамар» (5 млн т). Проект участвует в переориентации российских внешних торговых грузов из портов Прибалтики.

По данным Ассоциации морских торговых портов, инвестиции компаний в 2020-м в развитие морских портов приблизились к 80 млрд руб. Но в начале года заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев озвучивал ожидаемую цифру в 83,1 млрд руб., из которых 4 млрд – это бюджетные средства. «Изначально инвесторы планировали вложить большую сумму, но ряд объективных обстоятельств повлияли на то, что не все планы в этом году в части стройки были выполнены», – пояснил он.

Общий объем финансирования в 2020–2024 гг. – 616,4 млрд руб. (около 544 млрд руб. – инвесторы). З. Джиоев отметил, что частные инвестиции – это довольно большая сумма, добавив, что из-за коронавируса, санкций и т. д. бизнес столкнулся с определенными сложностями.

Полную версию материала читайте в № 5-6 журнала «РЖД-Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions