• Ставка на полувагон
    2000
    11 %
    руб./сут.
    Декабрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 69.34 0 EUR ЦБ РФ 75.41 0
    BTC 22714.13 usd BTC 1564776.42 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.09.2021 16:01:05
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Багаевский гидроузел уже год ищет подрядчика на II этап, но Росморречфлот не видит существенных рисков незавершения проекта в срок

В начале июля руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Андрей Лаврищев сообщил, что единый оператор внутренних водных путей заработает с введением в эксплуатацию Багаевского и модернизацией Городецкого гидроузлов, подготовительная работа начнется раньше. Но при этом тендер на строительство объектов второго основного этапа Багаевского гидроузла на реке Дон недавно был уже дважды продлен этим летом в связи с отсутствием заявок.
Багаевский гидроузел уже год ищет подрядчика на II этап, но Росморречфлот не видит существенных рисков незавершения проекта в срок
Напомним, что строительство Багаевского гидроузла реализуется уже не первый год. Проект крупнейшего инфраструктурного объекта предусматривает два этапа – с 2016 по 2024 год, подготовительный и основной. По первому этапу все строительно-монтажные работы завершены. В мае этого года работы, осуществленные генподрядчиком I этапа – АО «Стройтрансгаз», – были приняты заказчиком. Им выступает ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей». При этом в прошлом году была выполнена корректировка проекта объектов первого этапа строительства в связи с необходимостью изменения технологии проведения строительно-монтажных работ.

Конкурс на работы по второму этапу затягивается уже второй год. В мае 2020-го из-за отсутствия заявок продлен конкурс по выбору генподрядчика для строительства объектов второго этапа. Предыдущий конкурс, объявленный в начале апреля, не состоялся в том числе в связи с необходимостью корректировки суммы и сроков контракта. Кроме того, на него также не было подано ни одной заявки. Затем в июле прошлого года также был объявлен конкурс на выполнение работ по второму этапу на сумму в 21,014 млрд руб.

В этом году новый тендер был объявлен в начале июля, но продлен в начале августа, а потом – в начале сентября. «В текущем году завершена работа по корректировке сметной стоимости строительства объектов основного периода без изменения технической части проекта. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы России», – сообщает Росморречфлот. В итоге стоимость работ выросла до 27,9 млрд руб. Согласно контракту, лимит финансирования в этом году составляет 2,9 млрд руб., в следующем году – 5,3 млрд руб., в 2023-м – 6,1 млрд руб. и в 2024-м – 13,5 млрд руб. Источник финансирования – средства федерального бюджета. Согласно конкурсной документации, дата выполнения работ по контракту до 2 декабря 2024 года.

«Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон имеет приоритетное значение в развитии транспортной системы России. Так как на сегодняшний день участок водного пути Нижнего Дона от Кочетовского гидроузла до города Аксай является лимитирующим, на котором гарантированная проходная осадка судов составляет 3,2 м. А в условиях экстремальной маловодности последних лет этот показатель значительно снижался и проходная осадка судов достигала значений от 2,5 до 2,9 м», – отмечают в Росморречфлоте.

По данным ведомства, суммарные провозные потери флота из-за неполного использования грузоподъемности судов в маловодные годы составляли оценочно от 6 млн до 7 млн т грузов.

В Росморречфлоте добавляют, что реализация проекта позволит обеспечить создание безопасных условий судоходства и требуемых габаритов пути для беспрепятственного сквозного прохода судов по Нижнему Дону в течение всего навигационного периода, устранение инфраструктурных ограничений на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на реке Дон, увеличить пропускную способность на всем протяжении магистральных водных путей и создать стимулы для строительства современного большегрузного флота.

Кроме того, строительство гидроузла позволит решить проблему сохранения водных ресурсов Цимлянского водохранилища и создать предпосылки для удовлетворения потребности Ростовской области в обеспечении водными ресурсами для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, мелиорации, промышленности.

В агентстве отмечают, что важным аспектом, оказывающим влияние на сроки реализации проекта, является изъятие и предоставление земельных участков под объекты строительства. Процедура по изъятию земельных участков для строительства всего объекта выполняется в рамках реализации объектов I этапа, что позволило раньше начать выполнение работ по изъятию земельных участков для строительства объектов II этапа.

В настоящее время в процессе оформления права находится 746 из 849 необходимых земельных участков. Но изъятие земельных участков для строительства объектов в зоне водохранилища может превысить планируемые сроки. Основная проблема при реализации мероприятия – это имеющиеся разночтения в границах лесных земельных участков (на данный момент имеются 4 разные границы лесных участков), долговременная процедура перевода земельных участков и присвоение нужного вида разрешенного использования, наличие долевой собственности, реестровые ошибки, аресты.

Ранее, обсуждая все проблемы Багаевского гидроузла, руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок Бегляр Новрузов отмечал, что при существующих сроках строительства объектов второго основного этапа Багаевского гидроузла на реке Дон есть риски не успеть его завершить.

«Срок ввода в эксплуатацию Багаевского гидроузла был запланирован в конце 2023 года (точнее, декабрь 2023 г.). При этом заключение контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объектам второго этапа планировалось еще в августе 2020 года, позднее срок был скорректирован, но конечная дата ввода в эксплуатацию не изменилась», – говорит он.

Таким образом, если ранее на строительство отводили 3 года, то теперь строительство предполагается провести за 2 года. Б. Новрузов отмечает: в таких условиях риски незавершения проекта в срок крайне высоки.

«Кроме того, строительство Багаевского гидроузла планировалось в тесной увязке со строительством Нижегородского низконапорного гидроузла, вместо которого планируется реконструкция Городецкого шлюза и строительство дополнительного судоходного канала», – добавляет он.

По сообщению Росморречфлота, второй этап выполнения работ по строительству Багаевского гидроузла включает в себя возведение и устройство судоходного шлюза размерами 155х18 м, водосбросной железобетонной плотины длиной 288 м, рыбопропускного шлюза с общими габаритами 118х10 м, земляной плотины, рыбоходно-нерестового канала протяженностью 5,3 км, причала длиной 100 м (для обеспечения строительными материалами на период строительства и отстоя обслуживающего флота в период эксплуатации). Также подрядчик должен будет построить дамбы с 31 насосными станциями, а также 6 дамб берегоукрепления общей протяженностью 6123 м. Кроме того, второй этап предусматривает строительство водохранилища.

Начатые (и уже дважды переносимые) в июле конкурсные процедуры по определению генподрядчика на выполнение работ по строительству объектов основного этапа, по данным Росморречфлота, планируется завершить до конца сентября

«Существенных рисков незавершения проекта в срок – 2024 год – не усматриваем», – резюмируют в ведомстве.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions