+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2020 12:26:31
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов первого летнего выпуска № 11–12 (423–424) мы подготовили для вас следующие интересные тексты:
Мировой рынок транспортных услуг характеризуется сегодня переходом к более тесной международной кооперации его участников. Требуется объединение различных видов транспорта, налаживание стабильных экономических отношений. Но как это сделать в условиях охватившей многие государства эпидемии коронавируса и ее последствий?

«В связи с разразившейся в мире пандемией, вызванной COVID-19, и, как следствие, введением ограничительных мер для проезда пассажиров и закрытием государственных границ для их перемещения как во многих странах – членах ОСЖД, так и в других возникла ситуация, которая крайне негативно повлияла на международное железнодорожное пассажирское сообщение, – рассказывает председатель Комитета Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Тадеуш Шозда. – Ограничительные меры по противодействию распространению пандемии не только оказали негативное воздействие на пассажирское железно­дорожное, авиационное, автомобильное и морское сообщение, но и просто катастрофически сказались на многих других сферах экономической деятельности. Все это стало причиной значительного снижения потребления нефтепродуктов и, как следствие, падения цен на нефть и усиления кризисных тенденций во всем мире».

В секторе грузовых перевозок ситуация несколько иная. Какова роль Российских железных дорог в организации перевозок на пространстве ОСЖД в этот сложный период, что необходимо сделать, чтобы впредь избежать таких последствий от форс-мажорных обстоятельств, – об этом и многом другом читайте в эксклюзивном интервью с Т. Шоздой «Стабильность в мире превыше всего».

Прейскурант № 10-01 действует на сети РЖД уже 17 лет. Это очень большой срок, в течение которого документ подвергался различным перенастройкам. Однако все они носили исключительно «косметический» характер. Время для пересмотра прейскуранта наступило еще 5 лет тому назад, но все участники рынка, включая пользователей услуг на сети и железнодорожников, оттягивали решение этого вопроса. Однако новый документ должен вступить в действие не позже 2025 года. Но что именно в нем необходимо сохранить и какие новеллы, наоборот, внести?
Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин в своей экспертной статье «Новый прейскурант: медлить больше нельзя» подробно остановился на том, что следует оставить в новом прейскуранте, как привести дифференциацию тарифов к единообразию, как упростить правила игры, чтобы прогнозирование доходов стало более точным и прозрачным, а также на других аспектах формирования нового прейскуранта.

Нынешней весной руководство ОАО «РЖД» утвердило проект актуализированного плана мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры до 2025 года в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона. Работы оцениваются в 513 млрд руб. Вместе с этим будет реализовываться программа по увеличению транзитного контейнеропотока на 200 млрд руб. Как и в предыдущий период, существенную долю инвестиций предполагается направить на Дальневосточную магистраль. Одновременно на дороге необходимо завершить строительство объектов по первому этапу, запуск которых был перенесен на 2020–2021 гг.

Перенос срока сдачи в эксплуатацию объектов инфраструктуры по первому этапу программы модернизации БАМа и Транссиба потребовался практически всем грузонапряженным направлениям ДВЖД.

Общая инвестпрограмма ДВЖД на 2020 год обещает стать беспрецедентной за весь постсоветский период. Она включает работы, в том числе по проектно-сметной документации, по 1,2 тыс. объектов и составляет 122 млрд руб. При этом более 38 млрд руб. запланированы в рамках программы развития Восточного полигона (первый и второй этапы).

Однако из-за сложной экономической ситуации, вызванной пандемией, размер инвестиций может быть пересмотрен. Каким же из столь радужных планов не суждено будет сбыться? Читайте в материале «На первый-второй рассчитайсь!».

С начала 2020 года общий объем контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай по сети российских железных дорог вырос на 35% и составил около 167 тыс. TEU. В мае он составил 47,7 тыс. TEU, что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В ОАО «РЖД» также отмечают повышенный спрос на перевозки железнодорожным транспортом между Азией и Европой. За первые 5 месяцев этого года транзитом через территорию страны было перевезено 278 тыс. контейнеров, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2019-го.

Транзит через территорию России является наиболее привлекательным для грузов, требующих ускоренной доставки, за которую необходимо платить более высокую цену, чем при перевозке морем. Развитие существующих и создание новых сервисов на этом направлении потребует прежде всего роста объемов спроса, а именно – создания новых возможностей для транзитных перевозок массовых грузов. Это достижимо только при снижении существующих барьеров для международного транзита и уменьшении стоимости перевозок, в том числе за счет мер государственной поддержки.

Кроме того, несмотря на то, что количество железнодорожных контейнерных поездов на маршрутах между Европой и Азией растет, не раз уже высказывалось неоднозначное мнение о том, что возможная отмена субсидий китайским железнодорожным операторам угрожает дальнейшему росту рынка. Так это или нет и с чем связана дальнейшая привлекательность транспортировки через Россию – в материале «Маршрутные горизонты между Азией и Европой».

По итогам прошлого года машиностроение стало одной из самых динамично развивающихся отраслей обрабатывающего сектора. Российское вагоностроение находилось в фазе активного роста, увеличивался парк специализированных вагонов.

Однако ставка, скажем, на типовой полувагон с начала прошлого года снизилась почти вдвое. И на рынке по-прежнему сохраняются предпосылки для ее дальнейшего падения. В такой ситуации приобретение новых типовых вагонов в большинстве случаев становится нецелесообразным для оператора.

По прогнозам НП «ОПЖТ», реальную потребность в подвижном составе на рынке можно будет оценить только к середине лета. Прогноз ИПЕМ на более долгосрочную перспективу: после 2021 года профицит мощностей по производству грузовых вагонов составит порядка 30–50%. Минимум спроса на новый подвижной состав ожидается в 2023-м – 38 тыс. ед. В 2024–2030 гг. будет постепенное восстановление спроса – до 60 тыс. вагонов в 2030-м.
Очевидно, что рынок находится в стадии перепроизводства, так как реальная потребность в новых полувагонах существенно ниже производственных планов заводов. При наступлении сценария -3% в этом году спрос на полувагоны снизится на 16,5 тыс. ед.

В разговоре о путевой технике сами производители оценивают рынок как перспективный. Основная тенденция на ближайшее время – это обновление парка путевых машин. Здесь можно выделить два направления – техника для строительства новых магистралей, в том числе высокоскоростных, и техника для обслуживания ВСП.

Потребность в локомотивах, как магистральных, так и маневровых, также по-прежнему один из самых острых вопросов для грузовладельцев.

Так на какой вид подвижного состава существует реальный спрос и какие меры поддержки ожидают машиностроители – в статье «Вагончик тронется, а спрос останется?».

По итогам 2019 года в первую четверку лидеров рангового рейтинга операторов подвижного состава INFOLine Rail Russia TOP вошли АО «Федеральная грузовая компания» и АО «Первая грузовая компания», а также Globaltrans Investment PLC и АО «НефтеТрансСервис», поделившие между собой третье и четвертое места.

Остальные позиции в топ-10 заняли (в порядке ранжирования): ООО «Трансойл», ГК «РТК», ООО «Модум-Транс», АО «СУЭК», ПАО «Трансконтейнер» и ООО «Газпромтранс».

Кто лидирует по величине парка в управлении, по величине парка в собственности, по объему перевозок, грузообороту, объему выручки от железнодорожных перевозок и предоставления парка в аренду – об этом можно узнать из Рейтинга операторов подвижного состава, подготовленного компанией «INFOLine-Аналитика».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions