Несмотря на пандемию, для компании FELB 2020 год стал рекордным за последние несколько лет: перевезено 105 тыс. TEU, прирост по сравнению с 2019-м составил 45 611 TEU, прибыль в годовой динамике выросла на 385%. Прорыв продолжается и в текущем году, у компании отличные результаты за январь и февраль: совокупно за 2 месяца мы достигли роста чистой прибыли и существенно перевыполнили план, перевезено рекордное количество TEU – более 19 тыс.
Лайнерные контейнерные поезда между Китаем и Европой – новые тренды развития
В рамках реализации глобальной инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», или «Один пояс – один путь», Китай существенно расширил железнодорожные перевозки в страны Европы. Ежегодный грузооборот между КНР и Европой превышает 20 млн контейнеров, но только порядка 2% из них транспортируются сухопутными транспортными коридорами через Россию и страны Евразийского экономического союза. При этом китайские компании проявляют большой интерес к маршрутам по суше. По мнению ряда экспертов, к 2025 году по ним будет перевозиться около 10–15% грузооборота между КНР и Европой.
Во внешней торговле Китая Евросоюз стабильно занимает лидирующую роль в экспорте и второе место в импорте. Сейчас контейнерный транзит по территории России на направлениях Китай – Европа и Европа – Китай растет на десятки процентов в год, причем эта тенденция особенно усилилась в период пандемии COVID-19. КНР стремится к наращиванию объемов европейского экспорта, в том числе за счет улучшения транспортно-логистических связей, и активно ищет альтернативные морской перевозке сухопутные маршруты доставки грузов.
После снятия Китаем ограничений, связанных с пандемией, наблюдается рост спроса на перевозку автозапчастей, бытовой электроники, химикатов и других товаров. Многие логистические транзитные операторы, в том числе и один из ключевых в этом сегменте – компания FELB, значительно расширили сеть контейнерных поездов, связывающих Азию и Европу. Так, мы запустили несколько новых транзитных маршрутов: Цзинань – Франкфурт, Цзиньхуа – Дурж, Линьи – Дуйсбург, Шэньчжэнь – Дуйсбург.
Отмечу также, что позитивные результаты связаны с ростом контейнеризации грузов и увеличением международного контейнерного трафика в целом. При этом подчеркну, что улучшения обусловлены активным развитием технологий ускоренных контейнерных поездов, которые позволяют железной дороге быть конкурентоспособной по сравнению с морским транспортом.
Активная политика продвижения железнодорожных транспортных услуг поддерживается руководством Китайской Народной Республики. Министерство торговли Китая в середине прошлого года опубликовало перечень целей и требований к функционированию железнодорожного маршрута Китай – Европа в условиях распространения пандемии. Планируется его использовать для возобновления прерванных цепей поставок, в частности, обслуживания ключевых промышленных провинций, экспорта в Европу товаров для борьбы с эпидемией, поддержки поставок в рамках электронной торговли, доставки скоропортящейся продовольственной продукции рефрижераторными контейнерами.
Китайская сторона также отмечает необходимость поддержки функционирования маршрута путем упрощения таможенных процедур, предоставления компаниям равного доступа к инфраструктуре, заблаговременных предупреждений об ограничительных мерах стран, расположенных вдоль железнодорожной линии Китай – Европа, и др. Эти меры также способствуют привлечению дополнительных грузопотоков на сухопутные транспортные коридоры.
Новые проекты в действии
Пандемия коронавируса наложила отпечаток на развитие логистических сервисов и внесла коррективы в работу компании FELB. Тем не менее я хотела бы отметить, что в столь непростых условиях нам удалось перевыполнить план 2020 года почти на 100%, открыть новые рынки и запустить большое количество новых проектов. Из наиболее значимых могу отметить реализованные проекты с провинциями Китайской Народной Республики Шаньдун и Цзиньхуа, а также подписанные прямые соглашения с рядом китайских логистических платформ, являющихся теперь нашими партнерами.
Терминал в Колине (Чешская Республика), вагоны компании FELB
В 2021 году мы первыми отправили поезд из провинции Шаньдун во Франкфурт (Германия): терминал компании Contargo впервые в своей истории принял поезд из Китая. Также из новых продуктов хотелось бы отметить первые поезда компании FELB на маршруте Европа – Китай из Варшавы в провинцию Шаньдун, ст. Цзинань.
Для усиления позиций FELB в Европе и оптимизации перевозок по ее территории впервые в истории компании были взяты в аренду вагоны узкой колеи 1435. В 2021 году мы планируем увеличить парк таких вагонов под новые проекты. Также отмечу, что мы подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве с компанией CD Cargo Logistics (дочерняя структура Чешских железных дорог) и в линейку продуктов FELB были введены услуги на ключевых терминалах Восточной Европы, конкретно в Чехии – в Брно, Обрнице, Колине с эксклюзивными условиями использования, а также на польском терминале во Вроцлаве.
Отдельно следует отметить чешский терминал в Колине, с которым компания FELB начала сотрудничать совместно с CD Cargo Logistics. Наши контейнерные поезда с лесом стали первыми подобными отправками с этого терминала, реализованными в сотрудничестве с такими партнерами, как РТСБ и Yuxinou Logistics.
Железнодорожный – значит стабильный и надежный
Свои плюсы для железнодорожного транзита дала, как ни странно, и пандемия COVID-19. Ввиду карантинных ограничений в большинстве стран мира и нехватки порожних контейнеров в местах зарождения грузов существенно выросли ставки на контейнерные перевозки морским транспортом, что обусловило весомый переток грузов на железную дорогу, которая сейчас является самым стабильным и надежным видом транспорта.
Мы стремимся увеличивать число маршрутных поездов и расширять номенклатуру перевозимых грузов. Уже наработан определенный опыт в продвижении контейнерных поездов со специализированными контейнерами, а для эффективного управления этими проектами мы также используем развитую сеть наших представительств и партнеров-агентов как в государствах Европы, так и в России, странах СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Совместно с ними мы прорабатываем ряд мероприятий для привлечения транзитных контейнерных перевозок по маршрутам международного транспортного коридора Восток – Запад, в том числе прорабатываем с руководителями китайских провинций вопросы, связанные с сохранением субсидий на контейнерные перевозки в КНР до 2024 года и далее, обновлением пунктов пропуска и пограничных сервисов в Белоруссии, России и Китае, ускорением обработки грузопотоков на границах и развитием приграничных терминалов.
Учитывая, что развитие промышленных кластеров на севере и северо-западе Китая, а также вовлечение в ближайшие годы в партнерство экономик сопредельных стран и развитие внешней торговли КНР со странами Европы будет только наращивать темпы за счет государственной китайской инициативы «Один пояс – один путь», мы рассчитываем существенно увеличить объемы наших поездов, расширить направления и маршруты перевозок. Мы всецело готовы к этой интересной и масштабной работе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.