+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Новые или б/у: каким будет лизинг вагонного парка в 2023 году

Новые или б/у: каким будет  лизинг вагонного парка в 2023 году
В 2022 году российская экономика прошла острую фазу, но ее перестройка продолжается и сегодня. Развитие сегмента лизинга подвижного состава в стране в текущем году будет зависеть от налаживания экспортно-импортных отношений с другими странами и эффективности выстраивания логистики. РЖД планируют погрузить в этом году около 1 млрд 203,6 млн т, а эксперты рынка прогнозируют восстановительный рост в таких сегментах, как вагоны-цистерны, крытые вагоны и инновационные полувагоны.

Тенденция к восстановлению

В прошлом году геополитичес­кие риски, санкционное давление и по­следующий за этим переход к трансформации российской экономики вызвали существенный спад в лизинговой отрасли. Максимальное снижение объе­ма лизинга произошло в том числе в сегменте железно­дорожного транспорта. В то же время определенные сегменты пользовались на фоне санкций наибольшим спросом.

Например, среди клиентов АО «ВТБ Лизинг» самыми востребованными вагонами в прошлом году стали хопперы – 70% от общей доли парка. На втором месте по популярности оказались фитинговые платформы, которые используются для перевозки контейнеров. Их доля составила 12%. Напомним, что в прош­лом году, по данным РЖД, контейнерные перевозки по сети железных дорог во всех видах сообщения выросли на 0,3%, до 6,5 млн TEU. А с начала этого года перевозки контейнеров по сети выросли на 4,4%. Далее по степени спроса расположились полувагоны: типо­вые – 11%, инновационные – 5%.

В текущем году развитие сегмента лизинга зависит от многих факторов. Для роста доходности подвижного состава, скорости движения по сети и удовлетворения потребности в новых парках необходимо выполнение целого ряда условий.

Среди них, как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, – умение грузо­владельцев быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам: нахождение новых рынков сбыта и адаптация логистических схем, а также решение ключевых инфраструктурных вопросов на уровне всей страны. Выполнение этих условий и отсутствие новых глобальных потрясений позволят стабилизировать ситуацию и сохранить текущую динамику в сегменте универсальных парков, отмечает она.

Кроме того, развитие лизинга подвижного состава в 2023 году будет зависеть от налаживания экспортно-импортных отношений с другими странами и эффективности выстраивания логистики.

Ответить на вызовы ростом

В целом спрос на лизинг железнодорожного подвижного состава обусловлен потребностью в его пополнении и обновлении. И лизинг в этом плане является эффективным инструментом, с помощью которого этот спрос удовлетворяется.

По прогнозам ИПЕМ, в 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3–4,8%, что, в свою очередь, приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов.

В НРА прогнозируют, что количество новых договоров лизинга в этом году составит около 305 тыс. (сокращение к прошлому году составит около 25%). В то же время в денежном выражении объем нового бизнеса может вырасти на 15% и составить около 2,1 трлн руб. (примерно 1,4% ВВП). Совокупный лизинговый портфель на конец 2023-го вырастет до 7 трлн руб.

Отметим, что из-за сохранения нефти в качестве основного экспортного продукта для России на рынке прогнозируется также возможный рост спроса на вагоны-цистерны. Кроме того, возобновление перевозки угля через северо-западные порты повысит востребованность вагонов-хопперов. Ряд инициатив правительства по стимулированию экспорта для лесопромышленных компаний в Китай и Узбекистан могут повысить спрос и на вагоны-платформы.

В целом в 2023 году предметом лизинга может быть не только новый подвижной состав, но и б/у вагоны. В этом случае лизинг решает для лизингополучателей вопрос пополнения оборотных средств. Кроме того, продолжится тенденция к росту среднего срока договора лизинга и увеличению баллона в конце срока лизинга с учетом роста текущих цен на новый подвижной состав.

Эксперты АО «ВТБ Лизинг» в текущем году ожидают роста спроса со стороны операторов на цистерны и крытые вагоны. «Также будет удовлетворяться отложенный спрос на инновационные полувагоны, который возник на фоне проб­лем с производством и ремонтом кассетных подшипников в 2022 году и дефицита производственных мощностей инновационных вагонов в 2023 году», – говорит Оксана Ивановская.

Вместе с тем снижение погрузки металлургических грузов и руды на фоне ожидаемого снижения цен и стагнации на строительном рынке может привести к меньшему спросу на полувагоны. Поэтому ограниченным спросом также могут пользоваться локомотивы и транспортеры.

АО «ВТБ Лизинг»
123112, Москва,
Пресненская наб., д. 10
«Башня на набережной», блок С
Тел.: +7 (495) 514-16-51
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions