+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Геополитика-2022: новый вектор для железнодорожного машиностроения Казахстана

Геополитика-2022:  новый вектор для железнодорожного машиностроения Казахстана
Начало 2022 года для Казахстана, как и для всего мира, связано с острой геополитической проблематикой, неизбежно затрагивающей экономику. Протестные акции, а также мировая повестка стали причинами непростой экономической ситуации. Однако промышленность Казахстана с достоинством приняла новые вызовы и в настоящее время активно наращивает производство продукции, связанной с путевой инфраструктурой и подвижным составом.

Устойчивое развитие

В ближайший год одной из главных целей для казахстанских предприятий, в том числе железнодорожного машиностроения, является обеспечение устойчивого и стабильного развития отрасли.

Также стоит отметить тенденцию к постоянному расширению железнодорож­ной сети и совершенствованию инфраструктуры. К примеру, в 2022 году в «Қазақстан темір жолы» планируют достроить и ввести в эксплуатацию новый участок в обход пограничного перехода Достык – Алашанькоу.

Если же говорить о долгосрочных прог­нозах, то национальный оператор АО «НК «Қазақстан темір жолы» ожидает регулярного и значительного роста транзита грузов, который к 2050 году, по оценкам экспертов, увеличится в 10 раз по сравнению с уровнем 2015-го. Уже создан терминал на ст. Достык, который планируют полностью завершить к 2023 году. Ремонтные и инфраструктурные работы АО «НК «Қазақстан темір жолы» проводятся регулярно, а это также потребует бесперебойных поставок продукции железнодорожного машиностроения.

Рост транзитного грузооборота

В связи с актуальной геополитической ситуацией уже в ближайшее время значительно увеличится грузооборот через территорию страны. Многие компании будут активнее использовать казахстанское направление, которое станет торгово-экономическим мостом между Россией и Западом. Важным фактором являются и планы по интенсификации поставок продукции из Китая в страны ЕС.

2 (1).jpg

Согласно ежегодным отчетам АО «НК «Қазақстан темір жолы» постоян­ный рост железнодорожного грузо­оборота существенно увеличивает нагрузку на инфраструктуру компании, а значит, и долю амортизационных расходов и интенсификации проектов по развитию сетей внутри страны. Это приведет к росту объемов внутренней закупки рельсов, стрелочных переводов и рельсовых скреплений. Для повышения транзитных возможностей «Қазақстан темір жолы» потребуется ускорение движения составов, что повлечет обновление путевой инфраструктуры на ряде участков, например, замену рельсовых скреплений, рельсов и шпал.

Для того чтобы обеспечить возросшие нужды отрасли, на предприятиях железнодорожной промышленности планируется расширение ассортимента продукции. Закупки у местных компаний позволят снизить амортизационные затраты за счет более дешевых и не уступающих в качестве продуктов. Например, в ТОО «R.W.S. Binding», входящем в состав ассоциации (железно­дорожного кластера) Railways Systems KZ, расположенном в Экибастузе, ведутся работы по созданию новых видов рельсовых скреплений и полимерных прокладок. Они позволят увеличить скорость поездов и уменьшить затраты на обслуживание железных дорог.

Дефицит подвижного состава

С ростом грузооборота в Казахстане растет внутренний спрос и на подвижной состав. По данным экспертов, ежегодно ремонта и замены требует более тысячи грузовых вагонов.

Однако непредвиденным фактором стали события в соседних странах. После начала развития событий в европейском регионе значительное количество российских и белорусских вагонов, по данным Regnum, были заблокированы для использования в логистических перевозках. Потребность в дополнительном производстве, возникшая после блокировки, стала для компаний непредвиденной графой расходов, которые российские и белорусские производственные мощности не смогли бы покрыть вовремя и с сохранением приемлемой стоимости. В этот момент возможность дополнительных закупок на казахстанском рынке становится одним из наиболее выгодных и удобных с точки зрения логистики решений.

Важную роль будет играть автоматизация заводов и способность быстро увеличить производительность с сохранением демократичной цены. В Казахстане уже сформирована ассоциация предприятий, которые смогут стать надежными парт­нерами для зарубежных транспортных компаний.

Однако остается и базовая потребность в регулярном обновлении подвижного состава. Анализ перспективы развития железнодорожной транспортной системы государств, входящих в пространство 1520, демонстрирует неизменный рост объемов перевозок, который закономерно приводит к высокому износу подвижного состава, увеличению количества вагонов и локомотивов. От этого значительно возрастает нагрузка на железнодорожные оси и колесные пары. По оценкам экспертов Railways Systems KZ, годовое потребление осей для грузовых вагонов в странах пространства 1520 будет интенсивно расти, что обеспечит высокий спрос.

Ассоциация Railways Systems KZ полностью закрывает внутреннюю потребность Казахстана в осях за счет значительной производственной мощности ТОО «R.W.S. Wheelset», входящего в ее состав. Уже сегодня Railways Systems KZ является ведущим экспортером отраслевой продукции: в 2021 году предприятие реализовало новые проекты для рынка соседних стран и намерено расширять географию продаж. Другое предприятие ассоциации – ТОО «ПРОММАШ.KZ» – полностью отвечает потребностям на­ционального потребителя и также готово к выходу на зарубежные рынки.

Перспективы роста

Плановое переоснащение и внедрение технологий цифровой трансформации в ближайшие 10 лет сделают отрасль более конкурентоспособной на рынках стран Таможенного союза и Восточной Европы. Это шанс на лидерство Казахстана в отрасли среди стран ЕАЭС.

3-1.jpg

Также перспективной для Казахстана представляется ситуация на рынке железнодорожных колес, ведущим производителем которых является ТОО «Проммашкомплект». Предприятие ориентируется как на внутренний, так и на внешние рынки, которые в текущей обстановке могут испытывать дефицит колесной продукции.

«ТОО «Проммашкомплект» выпускает до 300 тыс. железнодорожных колес. В 2022 году мы стали получать запросы на производство колес для европейских железных дорог, а также Индии и Бангладеш. От обычных колес диаметром 957 мм экспортные заказы отличаются наличием технологических отверстий в ступице и диске, специальных элементов для крепления на колесную пару навесного оборудования», – отмечает Сергей Павлингер, основатель и директор по развитию ТОО «Проммашкомплект».

Другие предприятия ассоциации также стремятся развивать экспортные поставки. В настоящий момент руководство ТОО «R.W.S. Binding» обсуждает сотрудничество с деловыми партнерами из стран СНГ, а ТОО «R.W.S. Concrete» ведет активную работу с научными институтами, сертификационными органами и владельцами инфраструктур.

Риски и возможности

Регулярный рост грузооборота АО «НК «Қазақстан темір жолы», который в 2021 году достиг 239 млрд т-км, и необходимость в развитии инфраструктуры позволяют железнодорожному машиностроению Казахстана активно двигаться вперед, обеспечивая внутренние потребности. На это влияет и дефицит подвижного состава в Казахстане (ремонтируется не менее 4,5 тыс. грузовых вагонов в год) и за его пределами.

С другой стороны, изменения, происходящие в мире, открывают для казахстанских производителей ряд новых возможностей для реализации продуктов на внешних рынках. Это позволяет с оптимизмом смотреть на долгосрочную перс­пективу и, возможно, даже позволит в ближайшее время получать прибыль, объем которой будет сопоставим с потерями от существующих рисков и вызовов времени.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions