+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Две пломбы на вагоне: какая из них лишняя?

Две пломбы на вагоне:  какая из них лишняя?
Европейская экономическая комиссия рассматривает сейчас проект технических требований к электронным устройствам, с помощью которых будет осуществляться контроль за автомобильными и железнодорожными перевозками отдельных категорий грузов в рамках таможенного транзита и в ходе взаимной торговли. Какими должны быть эти требования, чтобы не дублировать правила, уже установленные для пломб грузовладельца, и не вести к дополнительным расходам денег и времени?

Что такое пломба грузоотправителя?

Как известно, государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принято решение об отслеживании автомобильных и железнодорожных перевозок отдельных категорий грузов в рамках таможенного транзита и в ходе взаимной торговли. Контроль перемещения грузов будет осуществляться при помощи специальных электронных устройств, которые должны накладываться на запорные узлы грузовых по­мещений транспортных средств, контейнеров. В соответствии с этим решением 10 декабря минувшего года государст­вами – участниками ЕАЭС подписано соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок грузов. В рассматриваемом соглашении электронные устройства контроля названы навигационными пломбами.

Сегодня Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривает проект технических требований к электронным устройствам, с помощью которых и будет осуществляться контроль за перевозкой грузов. При установлении технических требований к навигационным пломбам, планируемым к применению в соответствии с соглашением, необходимо исходить из того, что это устройство контроля, которое накладывается на вагон, контейнер или грузовой отсек автомобиля дополнительно к пломбе грузоотправителя. На железнодорожном сленге это звучит как «поверх пломбы грузоотправителя».

Для дальнейшего понимания сути обсуждаемых процессов необходимо остановиться на том, что представляет собой пломба грузоотправителя. Это запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ), изготовленное в строгом соответствии с требованиями государственных и международных стандартов, имеющее маркировку в виде контрольных заводских знаков и соответствующее установленным требованиям по стойкости к несанкционированному вскрытию, подмене и подделке. Накладываются такие пломбы на запорные устройства вагонов и контейнеров в строгом соответствии с нормативными актами, а их номерные знаки грузоотправитель проставляет в перево­зочных документах. Именно пломба грузо­отправителя, согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ и Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте, обеспечивает передачу юридической ответственности за сохранность груза между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, именно ее целостность контролируют работники перевозчиков всех стран при пересечении транспортным средством или контейнером государственных границ.

Сегодня на сети железных дорог РФ в качестве пломбы грузоотправителя используются механические запорно-плом­бировочные устройства. Однако уже в настоящее время осуществляются перевозки с применением в качестве такой пломбы электронных запорно-пломби­ровочных устройств (ЭЗПУ). Пока это разовые отправки, но они есть и их количество увеличивается. Навешиваемые на транспортные средства, контейнеры ЭЗПУ, так же, как и механические запорно-пломбировочные устройства, полностью отвечают всем требованиям государственных и международных стандартов (рис. 1). Сейчас ведется работа с железнодорожными администрациями стран СНГ и Балтии по согласованию их допуска на железные дороги стран Содружества Независимых Государств.

ЭП на контейнере одна (рис. 1).jpg

По единодушной оценке экспертного сообщества, в ближайшие годы применение электронных пломб резко возрастет, особенно в сегменте перевозок дорогостоящих грузов.

Чем хороши электронные пломбы?

Что может нам дать применение электронных пломб? А вот что. Помимо повышения уровня сохранности перевозимого груза, при использовании электронных перевозочных и сопроводительных документов, электронных средств коммерческого осмотра (комп­лексы АСКО ПВ, взвешивающий рельс и т. д.) ЭЗПУ позволят перейти к так называемой бесшовной технологии перевозок, и в первую очередь это касается пересечения границ. Бесшовная технология – технология, при которой транспортные средства, контейнеры не будут останавливаться ни на какие досмотровые операции. Все необходимые осмотры и проверки будут производиться во время движения вагонов, контейнеров, автомобилей. Представляете, поезд, отправившийся из Германии или хотя бы из Беларуси, в составе которого вагоны и контейнеры назначением в Китай, будет останавливаться только для подформирования состава и смены локомотивов и локомотивных бригад? Представляете поезд, проходящий пограничные переходы без остановок? Это увеличение скорости доставки и дополнительные объемы перевозок. Это наше уже ближайшее будущее, это то, к чему мы сегодня должны прикладывать максимальные усилия.

Но тут, в свете нашего разговора, возникает некоторое противоречие. В соответствии с требованием соглашения при пересечении границы на транспортные средства, контейнеры должны быть навешены электронные устройства конт­роля, выполняющие функции, схожие с функциями электронной пломбы грузоотправителя. Какие? Это контроль доступа к грузу и контроль соблюдения маршрута следования груза в режиме онлайн. В соответствии с соглашением такое устройство контроля накладывается на транспортное средство, контейнер, автомобиль на пограничном переходе (передаточной станции) оператором пломбирования, а оплата за применение данного устройства возлагается на грузоотправителя. Получается, что грузоотправитель должен оплатить и пломбу, накладываемую им при погрузке груза на станции отправления, и дополнительное электронное устройство контроля (рис. 2). В этом случае грузоотправитель, руководствуясь здравым смыслом, при опломбировании грузового помещения вагона, контейнера на станции погрузки не хочет навешивать электронное запорно-пломбировочное устройство, а применяет механическое. Два раза платить за электронику, выполняющую одни и те же функции, накладно.

ЭП рис 2.jpg

Мнения специалистов полностью подтверждают такую логику. Применяемые ограничения (в качестве наложения элект­ронных устройств контроля) создают экономические предпосылки к игнорированию электронных пломб в качестве пломб грузоотправителя, что, в свою очередь, не позволит перейти на бесшовную технологию движения железнодорожного транспорта. В этом случае в технологии грузовой и коммерческой работы ничего не меняется: целостность механических пломб придется проверять, а составам – делать для этого прежнее количество остановок в пути. И какими бы совершенными ни были устройства контроля, наличие механической пломбы грузоотправителя нивелирует все технологические новации. Таким образом, внедрение дополнительных электронных устройств контроля блокирует технологическое развитие грузовой логистики на железнодорожном транспорте.

Как избежать двойного контроля и лишних затрат?

Где же выход из сложившейся ситуации? С нашей точки зрения, в случае применения электронного запорно-плом­бировочного устройства с места погрузки (как пломбы грузоотправителя) накладывать дополнительные электронные устройства контроля на пограничных переходах не требуется. Данные с ЭЗПУ, как и данные перевозочных и сопроводительных документов, с момента приема груза к перевозке и до момента выгрузки будут в электронных системах контролирующих органов. Вся перевозка под контролем. Что еще нужно?

Но тут возникает следующее противо­речие. Технические требования к ЭЗПУ грузоотправителя и электронным устройствам контроля, применяемым в соответствии с соглашением, разные. О требованиях, предъявляемых к электронным пломбам грузоотправителя, сказано выше. Технические требования, предъявляемые к электронному устройству конт­роля, обсуждаемые в рамках ЕЭК, не отвечают требованиям ни государственных, ни международных стандартов и по меньшей мере вызывают недоумение. Попытки объяснить требования к ним с точки зрения технологии перевозочного процесса также несостоятельны.

И в первую очередь – про необходимость использования в качестве электронного устройства контроля электронных замков. О каком открытии и закрытии замков в пути следования может идти речь, если на запорном устройстве транспортного средства, контейнере наложена пломба грузоотправителя?

Подводя черту, необходимо отметить следующее. Каждое техническое требование к контрольным устройствам, которые должны быть применены в рассматриваемом проекте, должно быть детально обосновано и аргументировано, не должно содержать избыточных требований и отвечать нормам, установленным в государственных и международных стандартах для конкретного вида транспорта. Это позволит привлечь новых производителей контрольных устройств, что снизит стоимость применения последних, а значит, и финансовую нагрузку на грузоотправителя. Также будет повышена сохранность перевозимых грузов и созданы условия для полного перехода к применению бесшовной технологии, что, в свою очередь, увеличит скорость доставки грузов и, как следствие, привлечет дополнительные объемы перевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions